Очарование цветом
В 1911 году у Сони и Робера Делоне родился сын. В качестве детского пледа Соня сшила лоскутное одеяло ярких цветов, напоминающее яркие краски фольклорного украинского текстиля. Это лоскутное одеяло — ранний пример приверженности Делоне принципу одновременности, способу сочетания контрастных цветов для создания ощущения движения в глазах. И Соня, и Роберт использовали его в своих картинах, чтобы вызвать стремительный темп нового мира, и он стал инструментом привлекательности домашней обстановки и модной одежды Сони, которые она позже превратила в коммерческий бизнес.
Дважды в неделю в Париже Делоне посещали модный ночной клуб и бальный зал Bal Bullier. Хотя она не хотела танцевать, Соню вдохновляли движения танцующих фигур. На рубеже веков мир быстро индустриализировался, и художники сочли образное изображение недостаточным для описания изменений, которые они наблюдали. Для Роберта и Сони Делоне насыщенность цвета была способом изобразить электрические колебания современности и лучшим способом описать субъективность личности.
Достижения в области теории цвета доказали, что восприятие отдельных людей непоследовательно. Субъективность цвета, а также осознание того, что видение — это состояние непрерывного потока, были отражением нестабильного мира политических и социальных изменений, в котором единственное, что человек мог проверить, — это его индивидуальный опыт. Как выражение ее субъективного «я», а также из-за своего увлечения сочетанием цветов, Соня создала первые одновременные платья, очень похожие на красочные лоскутные одеяла, которые она шила для своего сына, которые она носила для Bal Bullier. Вскоре она шила похожие предметы одежды для своего мужа и различных поэтов и художников, близких к паре, в том числе жилет для поэта Луи Арагона.
Пребывание на Пиренейском полуострове: живопись и объекты
Летом 1914 года Делоне отдыхали в Ондаррибии . Когда разразилась Первая мировая война , они решили остаться в Испании, так как Роберт был признан непригодным для военной службы, и поселились в Мадриде . В этот период Соня начинает серию картин Chanteurs de Flamenco . В следующем году они едут в Лиссабон .и они снимают дом в Вила-ду-Конде, который делят с Эдуардо Вианной и Сэмом Халпертом. Во время этого пребывания в Португалии они снова встретились с Амадео де Соуза-Кардосо, с которым познакомились в Париже, а также познакомились с другими португальскими художниками, такими как Хосе Пачеко и Хосе де Алмада-Негрейрос. Соня, которая начала изучать отношения между светом и движением в 1913 году, открыла новое измерение света в Испании, и это ощущение усилилось в Португалии, свет, «свободный от серого, который возвышает цвет, ставший сущностью сам по себе. _Он начал период очень интенсивной деятельности, восстанавливая фигуративные темы и бытовые образы, где он выражает это влияние света в красках своих композиций. Он выставлялся в Стокгольме, в Nya Konstgalleriet, и сделал обложку каталога. Он также сделал несколько обложек для журнала Vogue и создал керамические предметы. Он начал работать с большими композициями с воском на холсте, такими как Marché au Minho и Hommage au donateur , в попытке приблизиться к монументальному искусству. В этом смысле он спроектировал фасад часовни для иезуитского монастыря, но проект не был реализован.
В 1917 году Делоне покинули Португалию и поселились в Барселоне . Именно во время их пребывания в этом городе они узнают, что разразилась русская революция , которая подорвала экономику семьи, поскольку Соня перестала получать доход, который она получала из России и который до этого был ее опорой. Затем они решают отправиться в Мадрид, где заручились поддержкой Сергея Дягилева . Благодаря ему им удалось сотрудничать с Ballets Russes , и Соня разработала костюмы для возрождения балета « КлеопатраДягилев также познакомил Соню с Альфредо Эскобаром-и-Рамиресом , маркизом Вальдейглесиасом, директором газеты.Возраст и член испанской аристократии. Этот контакт открыл для нее новый мир возможностей, поскольку женщины испанской аристократии стали заказывать у нее платья и предметы декора для своих домов. Он также выполнил украшение Маленького казино Мадрида. Так же благодаря Дягилеву она получила финансовую поддержку и открыла свой первый бутик модной одежды (одновременные платья, цветная вышивка) и аксессуаров (сумки, веера, зонтики…). Это был немедленный успех, и ведущие представители мадридского мира искусства стали его постоянными клиентами. Эта экономическая деятельность позволила ему покрыть нужды семьи и принесла ему известность и престиж. Настолько, что он открыл филиалы своего магазина в Бильбао, Сан-Себастьяне и Барселоне. В это же время в Лондоне состоялась премьера балета « Клеопатра », эскизы костюмов которого, выполненные Соней, произвели такой фурор, что ей поручили разработать костюмы для оперы « Аида », премьера которой состоялась в барселонском Лисео в 1920 году.
Период фов и новые знакомства
С 1907 года мы видим в его картинах влияние немецкого экспрессионизма, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, таких как « Филомена », «J eune finlandaise» или « Желтая обнаженнаяЭтот этап длился около года, и вскоре он остановился на стиле фов . В 1908 году он провел выставку своих картин в стиле фовизма в галерее Вильгельма Уде , где он встретил Робера Делоне.
Соня Делоне, около 1910 года.
Чтобы избежать семейного давления, которое потребовало от нее вернуться в Россию, она соглашается на брак по расчету с Вильгельмом Уде, и они женятся в 1909 году в Лондоне. Уде познакомил Соню с художественными кругами, которые посещали Брак, Пикассо, Дерен и Вламинк. Там он познакомился с Робером Делоне. Вскоре они поняли, что разделяют одни и те же художественные интересы. Отношения между двумя художниками укрепились, и в 1910 году Соня развелась с Уде и вышла замуж за Робера Делоне. Он призвал ее сосредоточить свои исследования и работы на прикладном искусстве, и Соня определенным образом отказалась от живописи как средства выражения и занялась этими другими художественными приемами. Это изменение направления в их производстве приведет к тому, что и Соня, и Робер Делоне перейдут к чистой абстракции, следуя разными путями, хотя и связанными друг с другом.
Симультанизм – круги, цвет, свет, одновременность
Второй брак оказался длиною в жизнь. Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, что в корне неверно. К моменту встречи с Робером Соня уже написала «Филомену», «Спящую девушку», «Ню в желтом цвете».
Никакого Робера Делоне еще не было, а уверенное владение цветом, смелость кисти – были, равно как и отголоски Матисса, Гогена, раннего Пикассо.
Так что лучше не переходить в математические сферы, пытаясь вычислить, кто из супругов Делоне оказал на второго более сильное влияние, а удовлетвориться совершенно справедливым комментарием самой Сони: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».
Сначала молодожены родили сына Шарля (который стал одним из самых влиятельных исследователей и популяризаторов джаза), а чуть позже, в 1912-1913 годах «породили» другое детище – симультанизм. Этимология термина восходит к латинскому simul – вместе, одновременно. Искусствоведческие словари нам сообщают, что это «совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении». Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм – это изображение движения цвета в свете.
Симультанизм представляет собой своеобразную трактовку кубизма. Соня Делоне вместе со своим мужем рисовали концентрические цветные круги, наполненные светом, создающие ощущение динамики. Цветовые соотношения, казалось, пульсировали и звучали на их полотнах. Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер определил этот стиль как «орфизм», проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.
Кстати, круги Соне Делоне отлично удавались не только на картинах. Она умела делать то, что называется «вращаться в кругах». Ловко встраивалась в компании, составляла удачные творческие партии, знакомилась с нужными людьми. А поскольку это не было синдромом проныры, а совмещалось с ярким талантом, то не удивительно, что она была успешной. Или все-таки удивительно? Успешной Соня Делоне была, кажется, во всём, за что бралась.
Сотрудничество
Энтузиазм Делоне и его интерес к мультимедийному сотрудничеству, а также ее творческая и социальная дружба с артистическими парижскими знаменитостями стали плодотворной почвой для сотрудничества. В 1913 году Делоне проиллюстрировал стихотворение Prose du transsibérien, написана хорошим другом пары, поэтом-сюрреалистом Блэзом Сендраром. Эта работа, которая сейчас находится в коллекции британской галереи Тейт Модерн, устраняет разрыв между поэзией и изобразительным искусством и использует понимание Делоне волнообразной формы, чтобы проиллюстрировать действие стихотворения.
Ее коллективный характер также привел ее к созданию костюмов для многих сценических постановок по пьесе Тристана Цары. газовое сердце к балету Сергея Дягилева. Результатом работы Делоне было сочетание творчества и производства, где ни один элемент ее жизни не был отнесен к одной категории. Ее рисунки украшали поверхности ее жилого помещения, покрывая стены и мебель в виде обоев и обивки. Даже двери в ее квартире были украшены стихами, нацарапанными ее многочисленными друзьями-поэтами.
Биография и творчество
Первые пять лет жизни провела в городке Градижск Полтавской губернии, где её отец Эля Штерн работал управляющим на гвоздильном заводе. Мать — Хана Тевелевна Штерн (урождённая Терк) — происходила из Одессы.
С 1890 года жила в Санкт-Петербурге, воспитывалась в семье дяди по материнской линии, процветающего адвоката Генриха Тимофеевича (Гениха Товиевича) Терка и его жены Анны Сергеевны (Израилевны) Зак (1856—1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831—1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828—1893) и публициста-палестинофила Григория Яковлевича Сыркина (1838—1922). Генрих Тимофеевич Терк (1847—1917) был членом правления издательства и акционерного общества «Брокгауз и Ефрон», возглавлял правления Богатовского сахарного завода, Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества, товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов, акционерного общества Финляндского лёгкого пароходства. Другие дяди — выпускник Медико-хирургической академии (1881) Яков Тевелевич (Тимофеевич) Терк (1850—?), работал железнодорожным врачом в Либаве, а в 1920—1930-е годы — в Крыму; Марк Тевелевич Терк, владелец конторы по продаже сельскохозяйственного оборудования в Одессе (ул. Градоначальницкая, 8).
Хотела быть удочеренной семьёй Терк, не получила разрешение матери, но взяла псевдоним Соня Терк. Семейство путешествовало по Европе, девочка побывала в крупнейших европейских музеях. Её способности в живописи были замечены школьным учителем рисования, по его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ. В 1905 году, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе «Мане и его круг», решила переехать в Париж как центр искусств.
В Париже она осталась недовольна академической манерой преподавания, зато много времени проводила в художественных галереях. Находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов. Вышла замуж за немецкого коллекционера, галериста и художественного критика Вильгельма Уде в 1908 году. В 1909 году познакомилась с художником Робером Делоне, в 1910-м развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне (она уже была беременна от него).
Под влиянием кубистов Соня Делоне после 1911 года уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и с разложением цвета. В 1913 году Аполлинер, который познакомил супругов Делоне с Блезом Сандраром, назвал версию кубизма, которую развили в своих работах Соня и Робер, орфизмом. Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (1913, геометризм этой работы повлиял на поиски Пауля Клее).
1914—1920 годы супруги провели в Испании и Португалии, подружились с местными художниками. В Испании Соня Делоне познакомилась с Сергеем Дягилевым, возобновляла сгоревшие декорации Льва Бакста к балету «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина для его представления в Лондонском Колизеуме(1918).
В 1920 году, по возвращении в Париж, Соня открыла модное ателье. В 1925 она участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Надеждой Ламановой, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Соня стала крупнейшим мастером ар-деко, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, .
В 1930-е годы была близка к абстракционистским поискам Кандинского, Мондриана, Б. Хепуорт, М. Сёфора.
Известна также как иллюстратор книг, разработчица узоров для тканей «haute couture» и театральных костюмов. Работала также над скульптурой, керамикой и в технике акварели. По ее эскизам в Германии была издана колода игральных карт с рисунками стиля кубизм (Bielefelder Spielkartenfabrik GmbH, 1965 г.). Вместе со своим мужем участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года, для которой создала панно величиной в 235 кв. м. Также вдвоём с Робером Делоне организовала парижский салон искусств Реалите Нувель.
Сын Сони и Робера, Шарль Делоне (1911—1988), был крупным музыкальным обозревателем, менеджером, фанатом и историком джаза. Двоюродный брат — инженер Александр Яковлевич Терк, литератор, переводчик, член Религиозно-философского общества, автор ряда учебных пособий.
Это интересно: 505,Биография Маршака краткое содержание
Литература
- Делоне-Терк Соня / В. А. Крючкова // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 476. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- Damase J. Sonia Delaunay: fashion and fabrics. New York: H.N. Abrams, 1991
- Baron S., Damase J. Sonia Delaunay: the life of an artist. New York: H.N. Abrams, 1995
- Malochet A., Bianchi M. Sonia Delaunay, atelier simultané. Milan: Skira; Bellizona: Museo villa dei Cedri, 2006.
- Die Welt der Malerei, Köln 1990
Вклад в моду
Помимо художественного таланта, Соня Делоне имела дар заводить нужные связи и знакомства в творческой среде. Однажды она появилась на светском рауте в собственноручно расписанном платье в стиле симультанизм и произвела настоящий фурор. Во время войны семья переехала в Испанию, где Соня по рекомендации получила работу художника по костюмам для оперы и балета. Затем в Мадриде она открыла свой первый модный дом Casa Sonia, а в 1921 году еще один в Париже.
Соня Делоне создавала дизайнерские платья, придумывала новые расцветки и узоры на тканях, коврах, создавала театральные декорации, иллюстрации для детских книг и тюнинг для автомобилей. В 1925 ее дизайнерское платье с оптической иллюзией движения попало на обложку «Vogue».
В том же году в Париже состоялась Выставка декоративных искусств, после которой о художнице заговорили все крупные модные издания Европы. На выставке она представила широкую линейку товаров: купальники, шарфы, платья, ковры, аксессуары, все в своем фирменном стиле. Одежда от Сони, состоящая из ярких узоров, аппликаций и цветов, выделялась среди прочих. Женщин в нарядах «от Делоне» легко было распознать на улицах городов. Ее назвали законодательницей арт-деко. Институт Сорбонны пригласил ее на работу в качестве лектора.
В 30-х годах экономический кризис США отразился на жителях Европы. Парижанки стали покупать значительно меньше дизайнерских нарядов, и Соне пришлось закрыть свое ателье. На какое-то время она вернулась к живописи. Затем стала заниматься дизайном тканей для магазина Metz+Co. Их сотрудничество длилось более 30 лет. Делоне стачала сама создавала ткани, потом отправляла только эскизы, по которым мастера создавали модели. Только в 30-е годы Соня придумала более 2000 узоров и расцветок.
В 1941 году, после смерти мужа от рака, Соня участвует с его картинами в нескольких выставках абстрактного искусства. В 1963 году она передала в дар Франции более сотни своих картин. На следующий год состоялась первая в истории прижизненная выставка ее работ в Лувре.
За несколько лет до смерти художницы, правительство Франции удостоило ее орденом Почетного Легиона. Первая в истории женщина, объединившая высокое искусство и моду, умерла в 1979 году.
Признание его творчества как художника
С 1950 года начали публиковаться сборники его работ, литографии, иллюстрации, гуаши … он продолжал работать над своими работами, исследуя цвет и расширяя свое производство в области мозаики и витражей. Он также восстанавливает свои исследования ковров и возвращается к разработке костюмов и декораций для театра. Смерть Роберта освободила Соню от убеждения, что артистическая карьера возможна только через брак. И отсюда начинается признание его индивидуального творчества.
В 1958 году Städtischs Kunsthaus в Билефельде (Германия) организовал первую крупную ретроспективу работ Сони Делоне, в которой было представлено в общей сложности 250 работ. За этой выставкой последовала серия персональных выставок по всему миру до 1980-х гг.. В 1964 г. Соня и ее сын Шарль подарили французскому государству в общей сложности 101 произведение Сони и Робера Делоне, но до 1987 г. увидеть вместе, когда в Музее современного искусства в Париже открылась выдающаяся выставка. В 1971 году он украшает автомобиль Matra 530, выручка от продажи которого идет на медицинские исследования. Его постоянная забота о применении цвета за пределами живописи проявляется в применении его принципов в самых разных художественных техниках.Почетный легион . В 1978 году она опубликовала книгу Nuevos Irons jusqu’au soleil , в которой Соня размышляет о своей работе и работе Роберта, о том, как пара разделяла одно и то же эстетическое видение, выраженное сходным образом, но материализованное в разных техниках.
В 1979 году он попал в аварию, сильно ограничившую его подвижность; однако он продолжал рисовать. Его последней работой были гуаши для большой ретроспективы, организованной музеем Олбрайт-Нокс в Буффало . Он умер в своей мастерской 5 декабря 1979 года.
Национальный музей Тиссена Борнемисы отметил в 2017 году Соню Делоне. Искусство, дизайн и мода, первая монографическая выставка художника в Испании .
Одновременный брак
Пара поселилась на улице Гранд Огюстен, где до 1935 года у них была мастерская. А вокруг брака Делоне-Терк сформировался круг художников, музыкантов и писателей, в том числе Аполлинера.
Одновременно с рождением сына Чарльза Соня создала свою первую абстрактную работу — лоскутное одеяло для детской кроватки сына. Сделано из обрывков одежды, сочетающих в себе серию контрастных цветов. Роберт отождествлял лоскутное одеяло с русским народным искусством, но друзья семьи и члены окружавшего их художественного кружка, не колеблясь, признали принципы кубизма, отраженные в текстильном произведении, и подчеркнули созданное им сочетание неповторимых красок Соня.
С этого момента, воодушевленная восхищением, которое она вызвала у своих коллег-художников, она начала создавать небольшие декоративные предметы с яркими цветами, сначала для дома, чтобы удовлетворить свои потребности, но мало-помалу она создавала предметы для своих друзей и члены кружка художников, бывавшие в его доме. Он нарисовал свои первые « Одновременные контрасты » и создал свои первые переплеты на основе коллажей для «книг, которые он любит» (Рембо, Малларме или Аполлинер). Он завязал тесную дружбу с Блезом Сандраром , для которого он сделал переплет книги « Пасха» в Нью-Йорке , а позже проиллюстрировал стихотворение «Проза Транссибиря и маленькая Жанна де Франс».. За это время она также сделала несколько обложек для журнала Der Sturm , создавая свои первые одновременные модели (жилетки и костюмы, которые носили она и Роберт). В 1912 году он возвращается к живописи, хотя это не было возвращением к выставкам. Действительно, ее слава быстро распространилась по Западной Европе, но ее считали скорее коммерческим дизайнером, чем художником. И дело в том, что Соня применила принципы одновременности к широкому спектру материалов и предметов, от подвесок, картин, тканей, обложек книг до предметов домашнего обихода.
В 1913 году он участвовал в Первом осеннем салоне в Берлине , где выставил около двадцати картин и предметов. Год спустя он принял участие в Салоне Независимых в Париже, где выставил свои электрические призмы. Она разработала несколько рекламных плакатов для таких брендов, как Dubonnet, Zèntih или Chocolat, и продолжила сотрудничество с Сандраром, который посвятил ей стихотворение Sur la robe ella a un corps , вдохновленное одновременными платьями Сони
.
Ранний период жизни
Соня Делоне родилась Софией Стерн в 1885 году на Украине. (Хотя она прожила там недолго, Делоне называла яркие закаты Украины источником вдохновения для создания своих красочных тканей.) К пяти годам она переехала в Санкт-Петербург, чтобы жить со своим богатым дядей. В конце концов, ее удочерила их семья, и она стала Соней Терк. (Делоне иногда называют Соней Делоне-Терк.) В Санкт-Петербурге Делоне жил жизнью культурного аристократа, изучая немецкий, английский и французский языки и часто путешествуя.
Делоне переехала в Германию, чтобы учиться в художественной школе, а затем в конце концов перебралась в Париж, где поступила в Академию де ла Палетт. Находясь в Париже, ее галерист Вильгельм Уде согласился жениться на ней в качестве одолжения, чтобы она не вернулась в Россию.
Несмотря на брак по расчету, ее связь с Удэ сыграла важную роль. Делоне впервые выставила свое искусство в своей галерее и через него познакомилась со многими важными фигурами парижской арт-сцены, включая Пабло Пикассо, Жоржа Брака и ее будущего мужа Робера Делоне. Соня и Роберт поженились в 1910 году после того, как Соня и Уде развелись.