Классицизм в России
Популяризация стиля в Российской Империи происходила в период правления Екатерины II. Её Величество разделяла идеи Просвещения, общалась с представителями движения и вводила на своих землях моду на всё французское. Классицизм проникал в живопись, архитектуру, скульптуру.
Самые выдающиеся художники – Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Особенно хорошо развился в России классицистический портретный жанр. На полотнах Левицкого, Рокотова запечатлены и простые люди, и первые лица.
Подлинным увековечением русского классицизма стала архитектура Санкт-Петербурга, созданная итальянцами. Стиль доминировал в империи вплоть до 30-х годов XIX века, когда уже правил Николай II.
Характеристика и черты мирового стиля
Характеристика классики во всех направлениях творчества:
- чёткие геометрические формы,
- высококачественные материалы,
- благородная отделка и сдержанность.
Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. Эти черты позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.
Характерные особенности классицизма в современном интерьере
Существенные особенности стиля:
- гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
- элементы античности: дворцы и колонны;
- лепнина;
- изысканный паркет;
- тканевые обои на стенах;
- изящная, грациозная мебель.
Интерьер в стиле классицизма
Мода 20 века. Вторжение экзотики (1970–1990)
Мода 20 века 1970–1990
Естественной реакцией на мини-юбку стала длина макси в женской моде, когда одежда доходила до середины икры или до пола.
Под влиянием движения хиппи родился живописный, романтический стиль с этническими узорами (в основном индийскими): струящиеся платья и юбки из хлопчатобумажных тканей с яркими цветами, вышитые блузки с оборками, связанные вручную шарфы, накидки, шляпы и т. д., объемные свитера, длинные дубленки.
В 1980-е годы японские дизайнеры (Kenzo, Yamamoto, Miyake) в Париже внесли в моду еще одно направление экзотики, соединив восточные традиции свободного покроя, многослойной одежды, монохромных цветов и сокращения орнаментов с европейскими элементами.
Их идеей были большие куртки и пальто с рукавами-кимоно, стеганые куртки, свободные брюки, широкие юбки разной длины.
В повседневном мужском гардеробе преобладали джинсовые брюки и джинсовые рубашки, спортивные костюмы, спортивная обувь (кроссовки). Большая часть молодежи предпочитала “свободную” одежду: вещи слишком большие, намеренно потрепанные, свободно лежащие.
Молодежные субкультуры подчеркнули свою идеологию своим внешним видом: панки облачились в черные кожаные наряды с металлическими аксессуарами и шокировали яркими прическами; скинхеды отличались бритыми головами, а поклонники хэви-метала представили свободные футболки с изображениями своих кумиров.
Характеристика стиля
Стиль классицизм в интерьере можно узнать по двум признакам: качество и стоимость. В оформлении комнат используются дорогие и качественные материалы: золото, натуральные богатые ткани, камень, натуральное дерево.
Полы были выложены паркетом из ценных пород дерева: дуб, карельская береза, розовое дерево, орех, вишня. Паркет был однотонным или имел простой узор.
Такое же дерево использовалось и при изготовлении мебели. Для придания блеска фасады сверху покрывали светлым лаком, в который добавляли позолоту.
Стены были ровными и гладкими. Часто одну из стен затягивали тканью из натурального шелка. Рисунок выбирали неброский, цвет ткани – светлый.
Такими же текстильными обоями обтягивали двери. Текстиля в интерьере было много.
Размеры мебели были невелики, тем не менее, она элегантна и роскошна: изогнутые линии, круглые подголовники и подлокотники.
В помещение присутствуют колонны и статуи, лепнина и рельефные композиции, барельефы и розетки, фестоны, лепные гирлянды по периметру комнаты.
Особенности стиля классицизм предполагают, что интерьер украшают разнообразные зеркала, хрустальные светильники, бра, высокие книжные шкафы, фарфоровая посуда и статуэтки, картины, камин, предметы антиквариата.
Цвета интерьера приглушенные, даже пастельные: охра, бежевый, светло-желтый, кремовый, светлые оттенки розового, зеленого и голубого цветов.
Классицизм в архитектуре России: что не смогла Европа
Имя Андреа Палладио в России впервые узнали в 1699 году, когда сподвижник Петра Великого князь Долгорукий перевёл трактат венецианца «Четыре книги об архитектуре». Первый русский император оценил соответствие упорядоченной системы застройки проводимым реформам. Ему понравились образцы классических зданий.
Особенности русского классицизма в архитектуре
Столицей русского классицизма становится Петербург. Принципы классицизма заложены в его чертежах: симметрия, пропорция, крупные формы, упорядоченность, масштабность, перспектива. В этом стиле планировалось создание дворцов, театров, административных учреждений и жилых домов.
О тонкостях отличия российской версии палладианства человеку неподготовленному узнать нелегко. Нужно разбираться в чертежах, конкретных особенностях строения форм зданий
Важно понимать культурные смыслы, которые вкладывались в здания, какая жизнь в них протекала, какие люди их создавали и населяли. Эти аспекты разбираются в статье В. Успенского Палладианская Россия
Екатерининский классицизм
Расцвет классического стиля наступает, когда Екатерина II (с 1762 по 1796 гг.) приглашает архитекторов-палладианцев Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги для работы в России. При Екатерине классическая архитектура выражала передовые философские взгляды на обустройство мира. Просвещенная императрица отстраивала столицу и загородные резиденции. Осуществляла массовую перепланировку русских городов по всей стране вплоть до Урала.
«Жалованная грамота дворянству» Екатерины II вызвала активное строительство дворянских усадеб. В загородном строительстве пальму первенства держал последователь Дж. Кваренги Н. А. Львов. Он строил «дворянские гнёзда» по принципу виллы Ротонды. Многие барские дома и последующих столетий так или иначе копируют его усадьбы, которые стоят на пригорке и глядят в пруд…
К раннему русскому классицизму, кроме вышеназванных, относят архитекторов:
- Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
- А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
- Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
- К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
- А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).
Здания, построенные в период 1760—1780 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо. (Кликните для увеличения картинки)
Зрелый классицизм в архитектуре России
После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.
Архитекторы зрелой поры классицизма:
- Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
- Н. А. Львов (усадьба Знаменское-Раёк, Усадьба Никольское-Черенчицы),
- Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
- И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
- В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
- М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).
Камеронова галерея (Царское Село) Фото: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY 2.5, Ссылка
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Монферраном (1858 г).
Классицизм в архитектуре советского периода представляет сталинский ампир. Относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.
Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.
Пишите комментарии или задавайте вопросы.
Классицизм в скульптуре
Серьёзным толчком к развитию стиля в скульптуре стали раскопки Помпеев середины XVIII века. Античные мотивы стали тем элементом, через который можно было достоверно запечатлеть героизм старых и новых воинов, отвагу полководцев, мудрость мыслителей и философов.
Почти всегда классицизм в скульптуре сочетался с барочными вкраплениями. Более поздний ампирный стиль обращается, скорее, к религиозным мотивам, но верность античной традиции сохраняет. Это заключается в сути работ Бертеля Торвальдсена («Амур и Психея», «Ганимед, кормящий орла») и Антонио Кановы («Персей с головой Горгоны», «Венера Италийская»).
В Российской Империи классицизм в скульптуре развивали Козловский, Орловский, Мартос. Минин и Пожарский в Москве, Дюк де Ришельё в Одессе – эти памятники мгновенно всплывают в памяти.
Проблема стереотипов в осмыслении культурного феномена классицизма
Считается, что классицизм — это прежде всего жесткая система правил. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным, изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». Если же к приведенному выше перечню основ классицистической поэтики добавить другие, не менее важные пункты, касающиеся сугубого рационализма, дидактизма, гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то даже абсолютно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет совершенно очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой, иерархичной и авторитарной по своей сути системой. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы; они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений.
Особенности классического стиля одежды
Основные особенности классического стиля одежды – это минимализм, качество, элегантность в простоте, умеренность: в цвете, отделке, силуэте.
Классический стиль сочетает в себе строгость, сдержанность и женственность. Ткани добротные, цвета не кричащие. В основном, одежда однотонная, но уместен и рисунок: елочка, лапка, полоска, клетка.
Силуэт одежды в классическом стиле прямой, прилегающий или полуприлегающий. Минимум отделки и открытости, изящная обувь. Лаконичность и строгость во всём.
Классическая длина юбки – чуть ниже или чуть выше колен. В классике можно увидеть макси, но мини – никогда.
Ткани: твид, шёлк, бархат, джерси, шерсть.
Классика не терпит броских и экстравагантных украшений. Аксессуары сдержанные, простые, но элегантные: лаконичная бижутерия, жемчуг, броши. По правилам классики считается, что надевать более трёх элементов украшений – дурной вкус.
Классический стиль обладает еще одним полезным свойством – все вещи в классическом стиле отлично сочетаются между собой. Это удобно и практично.
Черты нового стиля
В XVIII столетии Европа начала уставать от пышного барокко. Но только ли жажда новизны стала причиной появления нового стиля?
Бурное развитие науки и предпринимательства сделало людей более практичными. Искусство стали воспринимать уже не как результат стихийного творческого порыва, а как плод разума, логики и зрелого размышления художника.
Укрепление власти монархов, в частности во Франции, потребовало нового художественного языка, которым и стал классицизм, зародившийся при «короле-солнце» Людовике XIV.
В этом стиле все лишние украшения отбрасываются в пользу вечного, неизменного и наиболее существенного. Общественное властвует над личным, разум — над чувствами. Появляется строгая иерархия жанров, их смешение не допускается. Так, к высокому жанру в живописи относились историческая, религиозная и мифологическая картина, а к низкому — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сценки. Художники, скульпторы, архитекторы берут за образец искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные герои становятся примером для подражания. Строгие архитектурные линии подчеркивают незыблемость власти и полностью соответствуют новым градостроительным задачам: практичности, величию, строгости.
Архитектура: театры, церкви и другие здания
Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.
Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.
Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.
Бранденбургские ворота, Берлин, Германия
Русский классицизм
В России классицизм проявил себя в первую очередь в архитектуре – в XVIII веке, во время правления Екатерины Великой. Ему присущи правильные формы, симметрия и сдержанность, а также тонкая художественность. В интерьерах преобладали дорогие природные материалы – дерево, камень, шелк и т. д. Скульптура и лепнина – черты античной культуры – гармонично дополняли обстановку XVIII века. К тому же русский классицизм заимствовал опыт европейкой культуры. Мебель производилась «не хуже аглицкой» материалом (красное дерево) и формой, подражающая заморским изделиям. Ткани стали играть одну из ключевых ролей в интерьере, ими не только украшали окна, но и драпировали стены. Обстановка дополнялась аксессуарами из позолоченной бронзы – венками, медальонами, гирляндами. Новинка екатерининского классицизма – мебель из полированной стали, изготовленная тульскими мастерами. Еще одна заслуга этого периода – пышные многопредметные фарфоровые сервизы, которые стали производить в России.
Особенности: темы и жанры
Классицизм связан с Просвещением, основывается на идеях рационализма и на представлениях о закономерности мира. Ориентирование на античность приводит к возникновению системы жанров. Именно древние греки впервые систематизировали типы и виды однородных явлений в литературе и философии.
Так, в литературе жанры классицизма подразделялись на высокие и низкие. Высокими жанрами являлись трагедия, ода, героическая поэма, а низкими – комедия, сатира, басня. Высокие жанры описывали исторические события, бытие царей и знатных людей. Низкие жанры рассказывали истории об обыкновенных людях, например, о крестьянах или слугах. Соответственно, для высоких жанров была характерна возвышенная речь, а для низких – простая речь.
Культура классицизма элитарна и предъявляет к личности очень высокие требования
Каждый автор в ту пору подчеркивал важность преобладания разума над чувством, долга — над желанием, морали — над страстью. Классицисты считали, что только только ум и мораль помогут познать окружающий мир и выстроить нравственную систему ценностей
Их интересовали проблемы борьбы разума и чувства, долга и страстей. Также было заметно преобладание национально-исторической тематики над античной. Очевидно наличие патриотического пафоса и сатирической направленности во многих произведениях (в баснях, сатирах и комедиях). Человек того времени стремился назидать, учить, совершенствовать. Каждый автор был своего рода пастором и не раз обращался к религиозной теме. Творчество было сакрально и элитарно: только люди с положением и состоянием могли позволить себе творить.
Основные темы классицизма:
- Исторические сюжеты
- Жизнь высшей знати
- Античные сюжеты (с опорой на мифологию)
- Нравоучительные истории (с сатирическим обличением безнравственности и невежества)
Материалы и способы отделки
Стены красят с последующим расписыванием или оклеивают обоями. При этом лучше выбирать тканевые, которые будут больше всего соответствовать эпохе. Из оттенков предпочтение отдают светлым тонам, а орнамент не должен быть слишком витиеватым. Как вариант, стены можно задрапировать шелком или оббить деревянными панелями. Дополнительно поверхность декорируют колоннами или «обманками» — пилястрами. Оригинальным решением станет роспись в стиле гризайль, которая выполняется красками разных тонов в пределах одного цвета (обычно серый). В подобной технике декорируют не только стены, но и потолок. Для напольного покрытия выбирают паркет. Если бюджет позволяет, то можно приобрести роскошный вариант с уникальным узором с наборными модулями из натуральной древесины. На кухне, в обеденной зоне, ванной пол можно покрыть керамической плиткой, керамзитом или мозаикой. Потолок выбирают матовый натяжной или отделывают штукатуркой. Как вариант, можно использовать сатиновое или шелковое полотно для драпировки. В отделке пола иногда применяют мрамор светлых оттенков с неброским рисунком. Высокие стены нельзя полностью декорировать природным камнем из-за его веса.
Особенности классицизма в архитектуре: не в красоте дело?
Классицизм в архитектуре — это симметричная планировка и сдержанность в убранстве. Архитекторы классицизма черпали вдохновение и опирались на композиционные основы античной архитектуры: симметрию, рациональные пропорции, тектонику. Архитектуру позднего периода развития классицизма западные искусствоведы называют неоклассицизм (neoclassicism).
Строения в изучаемом стиле, простые и строгие, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Им характерны крупные формы, минимум декора, лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Окна большие, расположены равномерно, колонны с классическими , дверь строго в центре.
Такие особенности классического стиля способствовали планированию и строительству жилых кварталов и городов. Также важную роль в классицизме играла природа: от маленьких садиков перед домом до обширных парков, окружающих комплексы зданий (пример: Версаль).
Классицизм предпочитает только вечное и неизменное. Выделяет и подчёркивает существенные, наиболее важные черты любого явления (здания, интерьера, ландшафта), отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Вместо минутного самовыражения признаёт мастерство и неизменные правила.
Ампир — имперская классика
Ампир стал завершающим аккордом нескольких направлений европейской классики. На момент его создания он вобрал в себя все особенности и лучшие черты всех стилей интерьерного дизайна, стал воплощением стремлений французской аристократии. Этот стиль неразрывно связан с именем Наполеона Бонапарта, славившегося непомерными имперскими амбициями, именно он привил Европе моду на триумфальную величественность. Слово ампир происходит от французского «Empire«, то есть «империя«
История. Стиль Ампир появился во Франции в самом конце XVIII века, продолжив традиции Классицизма, поэтому его также называют стилем позднего (высокого) Классицизма. Главным создателем и разработчиком этого стиля стал художник и декоратор Жан Луи Давид. За короткое время этот стиль быстро завоевал популярность во многих европейских странах и России, в которой возникло в начале девятнадцатого века отдельное направление – Русский Ампир.
Отличительные особенности стиля Ампир:
- интерьер ампира можно охарактеризовать словами торжественный, парадный, мемориальный;
- цветовая гамма: кричащие и яркие тона контрастируют с мягкими, пастельными цветами, много позолоты, преобладают насыщенные зеленые и пурпурные оттенки;
- симметрия и внутренние архитектурные конструкции присущие античности (как и в Классицизме). Большие, высокие пространства, прямолинейные очертания, большие плоскости поверхностей и новшество в архитектуре – триумфальные арки;
- отделка стен и пола. Обои и ткани с характерными узорами и текстурами. Обилие лепнины на потолке и в обрамлении различных элементов;
- мебель массивная из натуральной древесины: красного дерева, ореха, карельской березы и тополя.
Обязательный атрибут всех интерьеров — обилие зеркал в различных окладах и окантовках. Широко используются гобелены и изысканные каминные экраны, дорогие ткани и ширмы.
Стиль ампир активно развивался первые три десятилетия XIX века, после чего ему на смену пришла эклектика.
-
Бальный зал в имперском стиле
-
Стиль ампир в современной квартире
-
Вестибюль в стиле ампир, современный интерьер
-
Колонный зал горного университета в Санкт_Петербурге
-
Константиновский дворец
-
Опочивальня Александра I
Эстетические принципы и правила
Принципы классицизма:
- Наличие воспитательного характера;
- Стремление к совершенству;
- Обращение к античности;
- Стремление к строгости, логичности и гармонии формы и содержания;
- Простота, симметричность форм и правильные пропорции;
- Литературные произведения создавались по четким канонам в соответствии с жанром произведения.
Характеристика классицизма умещается в 5 понятиях: консерватизм, рационализм, гармония, категоричность форм и величественность. Всё это выражалось в четких геометрических формах, линиях, светотени и в строгих канонах. Эксперименты не приветствовались, а ассоциировались с дурным вкусом и незнанием «правильной» формулы искусства. Классицизм — это не свобода античности, а диктатура Древнего Рима. Он с бряцанием орудий и строевым шагом гимнов захватил культуру и навязал ей единство формы, как в боевом строю.
Если Вы хотели бы заслужить уважение Тредиаковского и Сумарокова, Вам необходимо знать правила классицизма:
- Следование правилам и канонам – путь к достижению идеала античности;
- Строгая жанровая система в литературе: высокие и низкие жанры;
- Преобладание разума над чувствами;
- Универсальность типов человеческих характеров (персонажи обладали определенной чертой характера, например, жадность или храбрость) в литературе;
- Четкое деление героев и персонажей на положительных и отрицательных в литературе;
- Три единства в театре: единство времени (действие должно было уместиться в один узкий временной промежуток — день), действия (одна сюжетная линия) и места (все должно было происходить в одном месте).
- В драматических произведениях было единство времени, места и действия;
- Наличие воспитательной функции.
Эстетизм классицизма заключался в желании бороться за высокое, возвышенное, при этом придерживаясь точности и ясности стиля. Этому направлению в искусстве были свойственны: простота, сбалансированность, спокойствие, рационализм, логичность, пропорциональность, симметрия и строгость.
Искусство
Живопись и изобразительное искусство
В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).
Литература: герои и личность в произведениях
Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.
В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.
«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.
Пример картины в классическом стиле:
Король Лир, Уильям Шекспир
Мода: одежда Европы и России
Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.
С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.
Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.
Мода 20 века. Тяжелые времена (1939–1947)
Мода 20 века. 1939–1947
Годы Второй мировой войны не способствовали развитию моды. В сложных политических и экономических условиях одежда должна была быть, прежде всего, дешевой и функциональной.
Поэтому мужчины довольствовались довоенными костюмами и пальто, а также, поскольку правила уместности одежды не могли строго соблюдаться, они использовали спортивную одежду (брюки — галифе, рубашки без галстука) и излишки военной одежды или одежду, оставшуюся после демобилизации: куртки военного образца, брюки — галифе, обувь — сапоги).
Кроме военных головных уборов, они носили бейсболки или береты.
Женщины, которые выполняли мужскую работу и были вынуждены заниматься повседневной жизнью, носили скромную и практичную одежду. Они превратили мужские костюмы в костюмы с приталенным пиджаком с широкими плечами и узкой короткой юбкой.
Платья часто шили из нескольких комбинированных материалов и снаряжали большими карманами. Своими руками вязали трикотажные блузки, кофточки и жилеты. Они редко могли позволить себе новую шляпу, поэтому обычно носили платки, завязанные под подбородком, или тканевые тюрбаны, в которые заворачивали волосы.
Проблемы с покупкой обуви решались использованием деревянных подошв в тапочках в сочетании с остатками кожи или ткани; также были широко распространены сабо.
Большие сумки-кондукторы использовались не только для покупок, но и для ношения запрещенной прессы или оружия. Некоторые женщины заменили отсутствие шелковых чулок росписью ног.
Модные украшения: что носили в эпоху классицизма?
Женская мода тоже не тяготела к обилию украшений. Поскольку актуальной одеждой для эпохи классицизма были простые легкие платья, обрамление для них должно было быть соответствующим и не слишком вычурным.
Одним из главных трендов были античные геммы. Настоящие реликвии, изготовленные древними мастерами, стоили баснословно дорого и были предметом вожделения большинства дворянок. Древнегреческие геммы и камеи вставлялись в золотые оправы. Таким образом из них получались кольца, броши и другие ювелирные изделия.
Знатные женщины украшали руки множеством колец. Кольца четко разделялись на дневные и вечерние. Первые были относительно скромными, инкрустировались непрозрачными камнями (бирюзой, агатом). Изделия для вечерних выходов в свет украшались крупными самоцветами, которые ярко блестели при свете от множества свечей.
На запястья дамы надевали тонкие браслеты-обручи в греческом стиле. Ними также украшали лодыжки, что обязательно просматривалось сквозь тонкую полупрозрачную ткань длинного платья.
Вот такой была эпоха классицизма — простой, лаконичной, но в то же время на удивление сбалансированной.
Искусство
Живопись и изобразительное искусство
В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).
Литература: герои и личность в произведениях
Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.
В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.
«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.
Пример картины в классическом стиле:
Король Лир, Уильям Шекспир
История моды: стили костюмов в эпоху античности, готики и Возрождения
В эпоху античности костюм состоял всего из двух элементов – хитона и гиматия. Представляли они собой прямоугольные куски ткани, которые драпировались вокруг тела и скреплялись пряжками. Одежда в древней Греции отличалась высоким эстетическим уровнем, уже тогда при создании костюмов соблюдались определенные пропорции и гармония линий.
Готический стиль в истории моды костюма сыграл важную роль. Он был основным стилем средневековой Европы в период с XII по XV век. Отличается это направление подчеркиванием вертикальных линий в одежде. Женское платье готического стиля характеризовалось высокой линией талии, декольте удлиненной формы и узкими длинными рукавами. Низ платья был представлен длинной расклешенной книзу юбкой, которая плавно переходила в шлейф. Для мужчин модная одежда – костюм в стиле готики, был представлен короткой туникой с плащом, штанами-чулками и остроносой обувью.
История моды и стиля костюма в эпоху Возрождения известна широким применением дорогих тканей при пошиве женской одежды – преимущественно шелка и бархата. Одежда для женщин в этот исторический период становится максимально удобной и комфортной, так как отдается предпочтение свободному крою. Портные шьют наряды, в которых обнажаются руки и шея
Начиная с XVI века, для европейских стран образцом для подражания служит испанский костюм. В женском гардеробе впервые появляется платье с длинной юбкой на каркасе. Прически женщины часто украшают сетками из золотых шнуров и жемчужных нитей. Костюм мужчины в этот период щедро украшали бантами, лентами и разрезами.
История классического стиля одежды
Классический стиль родом из Англии примерно 17 века. Он по праву считается одним из старейших стилевых направлений. Изначально, как ни странно, это был мужской стиль одежды. Именно строгий английский мужской костюм считается прародителем классического стиля.
Корни классического стиля уходят глубоко в английский пуританизм, с его консерватизмом, строгостью и неприятием излишеств во всём. То есть классика (как и любой другой стиль) – это, помимо одежды, внутренняя составляющая, жизненная философия. Подтянутость, аккуратность, элегантность, внутренний стержень – это основные качества женщины, одетой в классику (является она таковой на самом деле или хочет казаться).
Королева Мария с внучками: Елизаветой, будущей королевой Елизаветой II и Маргарет
Королева Елизавета II
Надо сказать, что сам процесс «поселения» классических элементов мужского гардероба в женском шкафу шёл достаточно медленно и терпел сопротивление. С одной стороны, женщины активно стремились заимствовать элементы мужского костюма. Именно в начале 18 века возникло феминистское движение за равные права с мужчинами, поэтому и одежда, как средство достижение цели, было подходящей темой. С другой стороны, процесс был очень долгим и нашел немало противников. Только Коко Шанель удалось окончательно успокоить мировое сообщество, открыв миру свои потрясающие коллекции классической одежды. Одежда в классическом стиле оказалась не только очень красивой, но и функциональной, удобной и элегантной.
Рассказывая о классическом стиле, конечно, нельзя забыть о великом модельере Коко Шанель. Именно ей мы обязаны «хитами» классического стиля: маленькому черному платью, брючному костюму, прямой юбке ниже колена, твидовым прямым жакетам и многому другому.