Техники филиграни в мире
Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.
В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.
Настоящая и «ложная» зернь
Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот «зернь», которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, — это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.
Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.
Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.Реклама
Ложная скань и зернь
Колты, серьги и другие сканые украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и большой затраты времени.
Ювелиры XII-XIII веков нашли способ удешевить и ускорить процесс изготовления украшений: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рисунком.
Скань: технология драгоценного кружева
Во времена, когда не было масштабного ювелирного производства, когда украшения считались роскошью, на Руси зародилась скань. Уникальная техника художественной обработки металлов передавалась из поколения в поколение, сохраняя старинные секреты плетения драгоценного кружева.
Из истории скани
На Руси техника скани имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декорирования украшений стали использовать зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться и ажурная филигрань, которая дополнялась камнями, эмалью и даже деревом. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате.
Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. В это время в технике филиграни создают не только небольшие предметы (вазы, шкатулки, портсигары), но и объёмные декоративные панно. Производство сканных изделий приобретает промышленные масштабы: на ювелирных фабриках изготавливается посуда, церковная утварь и различные аксессуары. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную.
В XX веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде. Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий. Однако при всём многообразии технологий ювелирного производства, способы изготовления сканных изделий остаются традиционными.
Разновидности скани
В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.
При применении напайной скани получившийся узор накладывается на металлическую основу.
Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево.
Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.
Скань в современности
В наше время сканные изделия считаются шедевром ювелирного искусства и атрибутом высокой моды
В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя коллекция аксессуаров от Dolce&Gabbana. Одной из дизайнерских находок стали сумки и туфли, декорированные под золотую скань. В «филигранных» усыпанных камнями аксессуарах кружево зазвучало по-новому, сохранив при этом богатство и роскошь старинной ювелирной техники. Эта коллекция стала знаковым событием, поднявшим скань в ранг высокой моды.
Коллекция от Dolce&Gabbana с мотивами скани
Совершенство природных форм вдохновило мастеров компании SOKOLOV на создание серебряных филигранных соколов, ставших символами бренда. Невероятной красоты узоры кажутся нерукотворными, поражают утончённостью и невесомостью. Воплощение красоты и изящной лёгкости свободолюбивой птицы стало возможным благодаря сочетанию старинных секретов изготовления скани и непревзойдённого мастерства ювелиров.
Сокол из сканного серебра
Сокол из сканного серебра
Элементы сканного изделия
Скань в приближении
История
Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Изобрели распространённые и хорошо известные нам сейчас подиры.
Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.
В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).
Своеобразным манифестом нового стиля стала московская церковь Троицы в Никитниках (1630–1650-е гг.), которая стала примером для подражаний в других городах Московского государства.
Начиная с 1680-х годов русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко. Иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются
В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.
В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.
Как делают украшения из скани?
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.
Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
Казаковская филигрань – современное производство
Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава.
Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов
Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель
Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.
Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка» сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.
Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):
Филигрань от «Кубачей»
Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.
Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:
возрождение ювелирного искусства
С приходом к власти Романова Михаила, работа кремлевских мастеров быстро второй, а во наладилась половине 18 века наступил рассвет искусства ювелирного России. Кремлевские мастерские представляли своеобразную собой русскую академию художеств в которой талантливые работали мастера разных специальностей, приехавшие в многих из столицу городов Русского государства.
Кремлевские ремесленники и ювелиры были людьми привилегированными и богатыми, условия однако труда мастеров золотого и серебряного были дела очень тяжелыми. Им приходилось много жалованье, а работать их было от 8 до 20 рублей в год, лишь получали некоторые до 40 рублей. Такой заработок считался низким очень, его не хватало даже на самое даже. Но необходимое в таких тяжелых условиях русские создавали ювелиры вещи, которые и сейчас поражают уровнем своим исполнения и красотой.
Украшения национальной Древней
В одежды Руси особенно славилась парадная одежда национальная, богато украшенная, причем как так, женская и мужская. С длинными рукавами, широкой в оставлявшая, не подоле открытых участков тела, и скрывавшая такая, фигуру одежда украшалась нашивными или драгоценностями пристегивающимися из золота и серебра. Орнамент был камней из выполнен,жемчуга, эмали и черни в сочетании с тканями драгоценными, что создавало впечатление сказочного Украшения. богатства бережно хранили, перешивая со старых на платья новые.
Со второй половины 17 века особо украшением ценным считалось кружево, которое крепили на части разные одежды-подол, рукава, воротник. кружево Такое представляло собой сверкающие полосы, ажурных из составленные золотых или серебряных пластинок-драгоценными с запон камнями и эмалью. До наших дней, к дошли, сожалению не все уникальные изделия. Особое одежде в место того времени, занимали пуговицы. были Они необычны и очень высоко ценились, обязательный составляли элемент украшения древнерусской одежды. золота из Изготавливались и серебра, отличались большим разнообразием размеров и форм. Включались в опись имущества людей сословий разных, им велся строгий учет.
Например, в Историческом московском музее можно посмотреть на коллекцию самых пуговиц разнообразных вариантов. Здесь представлены — миндалевидные, гладкие, в форме шара и еловой шишки, чеканные, чешуйчатые, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом Они. пуговицы играли роль украшений довольно ими долго украшались шубы и головные уборы.
украшения Ювелирные России 16-17 веков.
Особое место ювелирных среди украшений на Руси отводилось -серьгам. Их огромном в делали количестве, поэтому в 16-17 веках появились сережники-мастера. Их носили как женщины, так и только, мужчины последние надевали одну серьгу. перстни и Кольца в особом почете были у русских которые, царей надевали их на все пальцы. В 17 веке для специально их хранения стали изготавливаться специальные Русские. ларцы перстни были массивными, литыми, эмалью украшенные и с одним камнем. Иногда перстни качестве в использовались печати, вырезанными на драгоценных камнях.
эра Новая для использования драгоценных камней открытием с началась самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах стали рек находить множество разнообразных камней: аметисты, бериллы, халцедоны, цветные яшмы, яркие турмалины, агаты и другие камни. Именно с Уралом начало связано ограночного и камнерезного дела.
Огранка была алмазов изобретена в 17 веке, постоянно усовершенствовалась и других для камней. Русским мастерам были приемы известны огранки и они широко использовали камни драгоценные в составлении орнаментов, узоров, цветов и ставшие, полосок украшением предметов и изделий, которыми мы любоваться можем и сейчас.
Искусство эмали в 17 веке
В 17 столетии на Руси закладывают основы новой светской культуры. Источником вдохновения для художника становится окружающий мир, природа.
Чаша 1653 г.
Шедевр мастеров этой эпохи — чаша, изготовленная в Золотой палате Московского кремля в 1653 году. Она напоминает фантастический полураспустившийся цветок, на каждом лепестке которого исполнен в технике эмали букет их трав. Чаша не раз меняла владельцев. Чёрная эмалевая надпись по верхнему краю — венцу — рассказывает о том, что она изготовлена по заказу главы русской церки патриарха Никона. От него перешла в дар царю Алексею Михайловичу. Позднее за важные дипломатические заслуги ею наградили князя Василия Васильевича Голицына. А когда Голицын, сторонник царевны Софьи, сестры Петра I, попал в опалу, чаша вновь вернулсь в царскую казну.
Внимательно рассматривая это изделие, можно узнать некоторые профессиональные секреты древнерусских мастеров. Золотой фон на чаше под прозрачным тонким слоем эмали ювелир покрыл резными штрихами и мелкими точками. Это создаёт красивую игру света на поверхности. А непрозрачная, или, как её называют, глухая, эмаль кладётся, наоборот, густым слоем, и орнамент становится выпуклым, рельефным.
Чаша.1653 г
Роспись по финифти. Мастера Сольвычегодска
В 17 веке русские ювелиры научились расписывать по финифти. Для этого использовали горячие эмалевые краски, разведённые на эфирных маслах или скипидаре.
Особенно хорошо овладели такой техникой мастера северного города Сольвычегодска, который тогда назывался Усольском. Они украшали чаши, чарки, стаканы, ларцы яркой многоцветной росписью по белоснежному фону. Любимыми орнаментами были пышные гирлянды, сплетённые из тюльпанов, ирисов, маков, ромашек, нарциссов. Есть и сюжетные изображения — обычно иллюстрации к библейским историям. Часто встречаются на усольских чашах сказочные персонажи: русалки, птица Сирин. А порой роспись представляет собой наивные зарисовки окружающего мира. Есть здесь и забавные изображения животных, которых не встретишь в средней полосе — например, жирафа, страуса. Художник явно заимствовал их из книжных иллюстраций и западно-европейских гравюрных листов, получивших хождение на Руси в 17 веке.
Сольвычегодские эмали.Чаша1690 г
Сказка о том, как Узорочье в Мiр пришло… С рода Никитиных-Смирновых-Вуйко
Давным-давно, на заре времен, когда Боги Прави лишь Мiр заселяли, дано было роду каждому по волшебству, дабы жизнь как Боги они созидали. Досталось двергам камениев чудо и слышанье камня, и узоров причуды – способность творить из них волшебство, и было прекрасно, по правде, оно.
А виллам, что в струях воздушных летают игриво, достались кони удивительной силы: с восьмью крылами да шелковой гривой, да рогом во лбу, что сияет звездою. Они уносили их отныне с собою меж звездных миров и рассветные дали, туда, где вы отродясь не бывали.
А влатам или волотам, как их величали, достались в награду воздушные скалы. Отныне лишь взмахом руки и трубением глас могли они крепи взмывать ввысь за раз.
А жителям моря достались глубины да сила волн и красоты иные: могли они там, в глубине, города создавать и чудо-солнце в них зажигать. А были те, кто выбрал крылья, цветов красоту и огня горенья, а кто-то обрел уходить в пустоту, а кто-то от 9 смертей особое везенье…
Узорочье
Всего и не счесть, что пришло от Богов – созданий много, как много ветров. А что же люди, спросите вы? И их не обошли святые дары. Упал как-то с Ирия, как веленье Небес, волшебный мешок, что полон чудес: в нем знаки лежали всего существа – то образы Бога, душа бытия. Там каждое в мире живом существо могло найти отраженье свое – волшебные резы – так знаки кликали, они на Земле Узорочьем стали.
Сплелись и сцепились, танцевали, дружили, боролись и враждовали – творили все то, что и их существа, они отражали полотно Бытия. И только лишь людям уменье дано творить из них само бытие! Так Род заповедал в наказе своем: «Берите, творите, играйте, любите да помните мой отцовский наказ: жизнь сотворяется для каждого раз! Как только потеряна будет волшебная связь, и коль человек отвергнет тот наказ, решит, что чертить и писать можно всё, что это не он творит бытие, то резы восстанут и в прах обратят, и все волшебство как есть растворят».
С тех пор и пошло: где узор сотворят и резы по Прави выстроят в ряд, то там в миг проявится то волшебство, и в Мiр проявится Счастье само. Волшебный мешок, полный чудных рез, пошел по Земле, потерялся, исчез, но вновь пробудится, коль проснется душа, коль сложится сказка Узорочья реза иль полотна. И коль захочет гой Мiр созидать, то волен он из мешка доставать волшебные знаки всего существа, рассыпать по полю, творить волшебство…
И коли по Прави будет то ведьмовство, волшебные знаки те враз оживут, запляшут, польются, узор создадут. Узорочье песней синей птицей взлетит, до Солнца достанет, к Богам улетит, оттуда – приказом — наказ существам: коль люд отразил их – пусть и дИвится сам! И примет в владенье всё то, что творил, а коли сумеет – считай – победил…
В статье использованы картины художника Угланова А.Б.
УЗОРОЧЬЕ
узорочье ср. устар. 1) а) Резьба по дереву как вид декоративного искусства. б) Резные украшения в архитектуре. 2) перен. Богатство, роскошь, драгоценности.
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. 11.
907: И приде Олегъ к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ← нач. XII в.). 1183: И тако загорѣся (церковь) с верху, и что бяше в неи, и дну узорочии, и поникадила серебреная, и судъ златыхъ и сребреныхъ бе-щисла, портъ шитыхъ золотомъ и женчюгомъ. Ипат. лет., 630 (XV в.). 1203: По манастыремъ и по всѣмъ церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании въ землю свою. Новг. 1 лет., 45 (XIII в.). И весь град пожгоша, и все узорочье нарочитое, богатство резанское и сродник их киевское и черъниговское поимаша. Пов. разор. Ряз., 12 (XVI в. ← XIV в.). Уже рускиа сынове разграбиша татарская узорочья, доспехи и кони, волы и велблуды, вино, сахарь, дорогое узорочье, камкы, насычеве везут женам своимъ. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Обогатеша до вѣка своего казанскимъ богатеством, и наполнишася всякого узорочья.Каз. лет., 162 (XVI—XVII вв.). Да говорили послы: тотъ образъ украшенъ, много въ немъ каменья дорогого и всякого узорочья. Польск. дела III, 744 (1570 г.).
Скань
Название ювелирной техники «Скань» произошло от слова «свивать» или «ссучивать», это довольно специфическая методика плетения узоров на ювелирном украшении при помощи нитей, выплавленных из драгоценных металлов. Методика «Скань» была известна уже в Древней Греции и Древнем Египте, были найдены археологические находки ювелирных изделий, выполненных в данной технике, датируемые IV– VI веком до нашей эры.
Современные ювелиры уже немного подзабыли методику «Скань», ведь она трудоемка и сложна в применении. Существует масса более легких способов создавать ювелирные украшение, например – литые изделия, которые, к тому же, можно поставить на серийный поток. А вот техника «Скань» подразумевает только кропотливую, тяжелую, ручную работу, зато и драгоценности получаются ажурными, красивыми, элегантными и эксклюзивными.
Известно, что золото является очень ковким металлом, из одного грамма этого материала можно выковать проволоку примерно в один километр длиной. Именно этим свойством и пользуются мастера ювелиры, работающие в данной технике. После выплавления драгоценной проволоки ее можно перевить, а затем и напаять на металлическую поверхность. В итоге ювелирное изделие получается воздушным, похожим на ажурный узор.
Для того чтобы работать в технике «Скани» необходимы только мягкие драгоценные материалы, которые могут выплавляться в проволоку, поэтому чаще всего используют серебро и золото, хотя некоторые ювелиры работают и с медью, которая впоследствии покрывается драгоценным напылением.
Процесс вытягивания металла происходит следующим образом: берется волочильная доска – это специальная пластина с заранее подготовленными отверстиями различного диаметра. Вот именно через эти отверстия и протягивают проволоку. В процессе вытягивания драгоценный металл постоянно отжигается и кончик смазывается маслом, чтобы проволока свободно входила в отверстие. Последним этапом является протягивание почти готовой драгоценной проволоки через отверстие, просверленное в алмазе или сапфире.
Для изготовления украшения в технике «Скани» нет необходимости получать проволоки одинаковой длины, разная толщина материала позволит разнообразить узор изделия. Кстати, до разработки приема волочения ювелиры получали проволоку путем ковки или же перематывания драгоценных нитей с одной катушки на другую.
Иногда «Скань» можно изготавливать на бумаге, в этом случае общий узор изделия состоит из частей, которые впоследствии склеиваются. Ювелир делает пайку узоров, а бумага сгорает, оставляя лишь получившуюся композицию. Остается только закрепить ажурный узор на ювелирном изделии.
Если же мастер предпочитает сразу наносить «Скань» на металлическую основу, то узор тоже крепится частями. После приклеивания всех фрагментов, ювелир должен дополнительно весь узор обволочь железной проволокой, а сверху посыпать ее серебряными опилками и бурой. И, напоследок, ювелирная работа помещается либо на асбест, уголь или слюду и производится припаивание «Скани». Украшение готово.
И напоследок стоит разобрать три определения, которые довольно часто путают между собой: «Скань», «Филигрань» и «Зернь». Эти три методики неотделимы друг от друга. «Скань» — это русское слово, которое подчеркивает специфическую технологию изготовления витой драгоценной проволоки.
«Зернь» — еще одна технология создания драгоценных зерен, которые используют одновременно со «Сканью». «Филигрань» — это древний термин, который объединяет эти два механизма, он произошел от латинских слов: «гранум», что значит зерно и «филюм», что значит нить.
Получается, что филигрань сочетает два основных элемента в себе, ювелирные изделия, созданные в этой технике – красивые узоры из драгоценной проволоки с мелкими драгоценными шариками.
опубликовал ffurik | | опубликовать свою технику
Твитнуть |
<< предыдущая техникаследующая техника >>
Русская зернь
Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.
Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.
Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь
Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.
Значение слова зернь
Примеры употребления слова зернь в литературе.
Покрытые изящной филигранью и зернью бармы создают причудливую игру светотени. Валдай встретил служивых обычным разгулом, трактиры были отворены настежь, воры играли с проезжими в зернь и карты, цыганки, наехавшие из Молдавии, шлялись меж домов, таская белье с заборов, ворожили судьбу парням и девкам, а бедовые валдайские бабы, славные красотой и распутством, заманивали матросов сладкими пряниками.
И сюда забредал деревенский кузнец, ладя купить дорогой колт с зернью, чтобы потом, у себя, по отдавленной восковой форме, отливать грубые подобия городского узорочья для деревенских красавиц, но чаще попадались боярышни, щеголихи посадские и молодые щеголи, что прохаживались, заломив собольи шапки, лениво выбирая сканую и волоченую кузнь и стреляя глазами на красавиц.
Дьяк Чердынцев, запершись на все засовы, под лай и хрипенье цепных псов, играл с гостями в запрещенную игру — зернь, когда в ворота застучал царь Петр Алексеевич.
Он сидел на лавке без одежды, водяник тоже был голый, да и не одеваются водяники вовсе — стало быть, негде ему спрятать обманную зернь.
С ревом и плачем бабы волокут что у кого есть из береженого серебра, златокузнь, зернь, жемчужные очелья и колты, тащат назад по домам выкупленную скотину.
Жители окрестных селений по пути на ярмарку в Сан-Миньято или Фучеккио, охотники за дикими козами, погонщики мулов, доганьеры — стражники флорентийской пограничной таможни и другой невзыскательный люд заходили сюда покалякать, распить фиаско дешевого терпкого вина, сыграть в шашки, карты, зернь, дзару или тарокку.
Пешком по льду нельзя было погулять даже за Мебиями, даже за Крилем Кракена, лишь у Рачьего Холуя лед был тверд, раки на отмели — сонливы, а военно-караульная молодежь в миусских руинах коротала полярную ночь за бесконечным картежом, переходя то с зелья на зернь, то с зерни на зелье.
Скоро в сарае, наспех освобожденном от бочек и мешков, начинает яро взлетать земля, куда опустят коробьи с зерном и справою, портна, ордынский сундук с дорогим узорочьем, многоценными портами, серебром, сканью и зернью.
Добро в лодьях, в сумах переметных, в тороках: ковань, зернь, узорочье, серебряные чары и чаши, дорогое оружие, бархатные порты, атлас, тафта, соболиные меха, весовое серебро в монетах и гривнах — всего не перечесть!
Зернь
Мелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры, света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия.
Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.
Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки.
Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени.
Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.
На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой.
Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.
Виды ювелирной филиграни
В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.
Напайная филигрань
Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.
Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.
Ажурная филигрань
Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.
Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.
Объёмная филигрань
Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.
Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.
Интересно! В ювелирном производстве можно встретить все три техники скани в зависимости от разновидности изделия.