#легкая теория: такой волнистый ар-нуво!

Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)

Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).

Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.

Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.

Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн

Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем —

воды и цветов,

скал и птиц,

Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.

Стиль модерн в интерьере разных помещений

Стиль модерн в интерьере гостиной

Идеальная комната для воплощения модерна – если позволяют размеры помещения, это гостиная. Гостиная, это место где мы встречаем гостей, отдыхаем всей семьей — визитная карточка нашей квартиры, поэтому к ее оформлению нужно подойти особо тщательно. В гостиной можно воссоздать классический модерн, с коваными элементами, мягкой мебелью и даже камином. Камин станет акцентом гостиной в стиле модерн, он должен быть настоящим произведением искусства, со вставками из металла и камня

При планировании расстановки мебели важно оставлять как можно больше свободного пространства – модерн не терпит тесноты. 

Пол в гостиной может быть из паркета, ламината, или резного камня. В гостиной можно положить один или несколько ковров, кавролин — исключается. На стенах можно использовать деревянные панели, которые в сочетании с паркетом на полу создадут интересный эффект перетекания горизонтальной плоскости в вертикальную. А ведь стиль модерн в интерьере, это перетекание одной формы в другую и единая стилистика. Обои могут быть светлых, приглушенных тонов или со стилизованными флориальными мотивами в духе Уильяма Морриса. Узор на обоях может быть таким же как на обивке мебели.

Мебель должна быть выдержана в одном стиле. Диванную зону можно расположить в центре комнаты буквой «п» или «г», со столом посередине. Крупная люстра в центре комнаты и аксессуары в стиле модерн завершат оформление гостиной.

Стиль модерн в интерьере кухни

При оформлении кухни в стиле модерн особое внимание стоит уделять фасадам мебели и портьерам – именно они будут нести основную эстетическую нагрузку. При этом стены, пол и потолок должны быть нейтральными – это создаст идеальный фон и позволит упростить уборку

Роль основного фона в кухне играют стены. Самый лучший вариант, это оставить их гладкоокрашенными. Идеальным вариантом будет подобрать один светлый оттенок для цвета стен и потолка. Паркетный пол или ламинат, как и в других помещениях в стиле модерн будет смотреться идеально, но вполне подойдет и вариант с керамической плиткой. Керамическую плитку в этом случае следует сделать с имитацией камня.

Мебель в кухне в стиле модерн располагается вдоль стен, по центру можно поставить стол — если позволяет площадь.

Освещение в кухне должно быть фоновым, но рабочая зона должна быть подсвечена дополнительно. 

Стиль модерн в интерьере прихожей

Прихожая в стиле модерн должна быть по возможности пустой и просторной. Главную роль здесь будет играть оформление пола и создание освещения. При этом мебель может быть очень простой, главное – поддерживать порядок и чистоту, поэтому стоит позаботиться насчет создания удобных (закрытых!) систем хранения, если они будут расположены в прихожей.

Стиль модерн в интерьере спальни

Наравне с гостиной, это самое благодатное помещение для создания интерьера в стиле модерн.  Основной акцент в спальне, это кровать. Деревянная с плавными декоративными линиями, возможно с тканевой обивкой

Также в оформлении спальни важно обращать особое внимание на текстиль (покрывала, подушки и пр.) и напольное покрытие (ковры) – эти элементы должны гармонично сочетаться со стенами, портьерами и мебелью. Массивный шкаф, невысокие прикроватные тумбочки, столик и несколько аксессуаров сделают интерьер спальни законченным

Аксессуары в стиле модерн

Окончательный штрих и индивидуальность вашему интерьеру придадут аксессуары в стиле модерн. И в первую очередь здесь хочется отметить знаменитые изделия из стекла американского художника и дизайнера Луиса Тиффани. Он изобрел ручной метод изготовления стеклянных предметов, накладывая один за другим до 15 слоев жидкого разноцветного стекла с примесями металлов. Знаменитые настольные светильники Л. Тиффани были выполнены в текучих формах, уподобленных природным. В росписи художник использовал флореальные мотивы и s-образные линии.

В элементах мебели, каминных решетках, решетках на окнах очень уместно будет смотреться художественная ковка.  Они придаст интерьеру в стиле модерн индивидуальность и неповторимую красоту.

Стеклянные и фарфоровые вазы, а так же картины в стиле модерн, так же замечательно украсят ваш интерьер.

 Елена Лебедева, графический дизайнер и преподаватель компьютерной графики

Отличительные черты модерна

Дизайнеры находят стиль модерн в интерьере, да и не только самым тяжелым, ведь на него повлияли устойчивые традиции нескольких стран, культур, он сочетает в себе элементы и атрибуты нескольких стилей. Исходя из этого, знатоки архитектурного искусства разделяют стиль на два условных направления: украшение и конструктивное. Дизайнеры черпали вдохновение также из народной культуры и традиций.

Отличить модерн от других стилей нетрудно. Модерн – это:

  1. Наличие элементов, изготовленных из натуральных материалов.Модерн не приветствует присутствие искусственных материалов. Легко доступным считается дерево. Из него изготавливают основные составляющие помещения, начиная от каркаса и заканчивая декором. Чаще всего для этих целей используются дуб и бук.
  2. Плавные линии. В модерне нет прямых линий или острых углов, только мягкие переходы, контуры. Узоры стиля имитируют элементы природы.
  3. Как в природе нет симметрии, так и в описываемом дизайне интерьера нет симметрии по вертикали и горизонтали.
  4. Витражи. Техника витража может быть любой – от дешевого псевдовитража до дорогого «тиффани». Применяют витражи в оформлении окон, дверей, светильников. Витраж должен сочетаться с остальными атрибутами комнаты и интерьера. Используют растительный и животный орнамент.
  5. Арочные окна, напоминающие витрины и стремящиеся вверх. Чаще украшены витражами с цветочными узорами. В некоторых помещениях можно заметить, что окна использованы не по назначению, а для декора, завершающего дизайн помещения.
  6. Природная тема – главная особенность модерна. Раньше декором интерьера были лилии, бабочки, стрекозы. В нынешнее время это стало необязательным, и украшения помещений выбираются по вкусу.
  7. Лестницы с широкими ступенями, коврами и перилами с ажурным узором.
  8. Прямоугольные или арочные двери с украшенными сверху мозаичным декором окнами. Также по бокам находятся окошки, декорированные витражами.

Лестница в Отеле Тассель, Виктор Орта, Брюссель

Особенности стиля Модерн прекрасно демонстрируются в работе Виктора Орта – естественные природные линии, растительный орнамент, отсутствие симметрии.

Стиль кантри в современном дизайне интерьера. Узнайте подробнее о стиле кантри, который так же «любит» природные орнаменты и материалы.

Модели

В 90-х годах 19 века стиль модерн был на пике популярности. И сегодня существуют ярые поклонники этого стиля. Например, британский дом моды McQueen. Модельеры включают все особенности стиля модерн в современную одежду и ничуть не проигрывают в своем решении.

В коллекциях вы можете встретить самые экстравагантные вещи:

  • накидки из страусиных перьев;
  • кринолин;
  • чулки со стразами;
  • платья, расшитые камнями;
  • пышные рукава;
  • металлические корсеты;
  • красные платья;
  • жабо.

Обувь в стиле модерн также необычна, как одежда. Например, Versace предлагает сапоги-чулки и обувь удлиненным закругленным носиком. Louis Vuitton создает коллекцию сапог из бархата. А Valentino – кружевные сапожки, которые прекрасно смотрятся на худеньких ножках.

Нижнее белье отличается и от современного, и от того, что было до модерна. Происходит переход от жестких корсетов к просторным панталонам и бюстгальтеру. В основном для пошива такого нижнего белья выбирают хорошее дорогое кружево, которое не каждая может себе позволить. Начинают шить одежду для дома, объясняя это тем, что женщина должна везде выглядеть шикарно.

Модерн в России

В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.

В Москве

Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.

В Санкт-Петербурге

В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.

В других городах

Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.

Возникновение современной моды – 1912 – 1919 г.г.

К 1912 г. силуэт приобрел более натуральные очертания. Женщины стали носить длинные прямые корсеты в качестве основы для плотно облегающих дневных нарядов.

Как ни странно, короткое возвращение в прошлое в 1914 г. было просто ностальгией: большая часть домов моды, включая дом моды Пуаре, представили временные стильные решения с турнюрами, обручами и подвязками. Однако желание перемен было уже не остановить, и к 1915 г. в разгар бушующей кровавой войны в Европе сестры Калло представляют совершенно новый силуэт — не окольцованную женскую сорочку поверх прямого основания.

Другим интересным нововведением в первые военные годы стало появление блузы, совпадающей по цвету – первый шаг на пути к повседневному стилю, которой было суждено стать главным элементом женского костюма.

Коко Шанель обожала женские сорочки или платья покроя «рубашка» и благодаря своей любви к популярной американской куртке или матросской блузе – она адаптировала джемпера, носимые моряками в популярном приморском городке Довиль (где она открыла новый магазин), и создала женский кардиган с выразительными ремнями на каждый день и карманами, который стал предвестником модного образа 1920 г. за 5 лет до того, как это стало нормой.

Как и Шанель, другому дизайнеру Жанне Ланвин, которая в данный период специализировалась на одежде для молодых женщин, также нравилась простота женской сорочки, и она приступила к созданию летних платьев для своих клиенток, которые возвестили уход от ограничивающих движение платьев.

Начало Первой Мировой Войны в 1914 г. не положило конец международным показам парижских коллекций. Но, несмотря на попытки редактора американского журнала «Vogue» Эдны Вулман Чейз организовать благотворительные мероприятия в помощь модной французской индустрии, Париж был вполне оправданно обеспокоен тем, что Америка, будучи конкурентом Парижа, намерена тем или иным способом извлечь выгоду из создавшейся ситуации

Если вам повезло иметь модные французские винтажные периодические издания того времени, такие как «Les Modes» и «La Petit Echo de la Mode», обратите внимание на то, что в них редко можно найти упоминание о войне

Тем не менее, война шла повсюду, и женские платья, как и в 1940-х г.г., по необходимости, стали более военными.

Одежда стала разумной – куртки строгих линий, даже теплые полушинели и брюки приобрели особые женские очертания, если их носили женщины, которые помогали на войне. В Британии женщины присоединялись к добровольческим медицинским отрядам и состояли в службе медицинских сестер СВ. В США существовал резерв женского вспомогательного состава МП, а также специальные женские батальоны.

Такие военные группы были предназначены для женщин высшего класса, женщины же из рабочего класса в разных странах, особенно в Германии, трудились на военных заводах. В результате такой встряски социальных классов, когда бедные и богатые, мужчины и женщины все вместе, как никогда раньше, выросло такое явление, как эмансипация в женском платье.

1915 — 1919 г.г. – Новый силуэт.

Это было время фигуры в стиле «Ар Нуво»

Теперь акцент в женском белье делался не на придание форм женской фигуре, а на ее поддержку. Традиционный корсет превратился в бюстгальтер, который теперь стал незаменим для более физически активной женщины. Первый современный бюстгальтер появился благодаря Мэри Фелпс Джейкоб, это свое творение она запатентовала в 1914 г.

На смену традиционному лифу пришла мода на завышенную талию, подвязываемую красивым широким поясом-шарфом. Использовались такие ткани, как натуральный шелк, лен, хлопок и шерсть, также стал применяться искусственный шелк – саржа, габардин (шерсть), органза (шелк) и шифон (хлопок, шелк или вискоза). Благодаря молодым дизайнерам, таким как Коко Шанель, в жизнь стали входить такие материалы, как джерси и деним.

В 1910г. появился горизонтальный взгляд на дизайн платьев. В качестве альтернативы использовались вертикальные накидки, такие как популярные куртки-кимоно от Пуаре, которые надевались поверх комплекта из жакета и юбки строгих линий. Подол повседневной одежды находился на уровне немного выше лодыжки; традиционная длина в пол у вечернего платья начала немного приподниматься с 1910 г.

К 1915 г. вместе с появлением юбки-клеш (известной также как военный кринолин), сокращением длины одежды, а, следовательно, и с появлением видимой теперь обуви стал проявляться и новый силуэт. Обувь на шнуровке и с каблуком стала приятным дополнением моделей на зиму – бежевые и белые цвета присоединились к обычно черным и коричневым краскам! С развитием военных действий из коллекций стали исчезать вечерние платья, а также одежда для чая.

Лоос

Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецес­сион. Известность он приобрел в основ­ном благодаря своим сочинениям, в ко­торых сформулированы основные прин­ципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей ста­тье «Орнамент и преступление», напи­санной в 1908 г., Лоос критикует орна­ментацию, видя в ней проявление упадка. Среди его работ — проекты мебе­ли из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отлича­ются отсутствием орнамента. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены до­рическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадрат­ные окна. Интерьер крохотного венско­го «Кернтнер-бара» (1907) с прямоуголь­ными панелями на потолке, полом, вы­стланным квадратной плиткой, и доро­гой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом до­ма Штейнера (1910) граничит с грубо­стью — массивные белые стены и прямо­угольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.

Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарож­дающегося модернизма. Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизай­неров, участвующих в Венском Сецесси­оне, ему принадлежит целый ряд проек­тов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пи­онеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)

Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).

Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.

Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.

Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн

Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем —

воды и цветов,

скал и птиц,

Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.

Характерные особенности

Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были

Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств

Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.

Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.

Энергия ар-нуво, или модерн в интерьере

Какие основные черты ар-нуво, который иногда называют модерном? Самые разнообразные изогнутые линии — без них стиль не может существовать. Умело выполненные линии придают и громоздким предметам волшебную невесомость на вид.

Мотивы флоры во всём, — тоже явный признак ар-нуво. Птицы (павлиний хвост), и вьюнки, и волны, всё красивое, плавное. Обильные орнаменты, повторяющие совершенство природных форм, тоже являются отличительной чертой стиля. Вышеперечисленные узоры присутствуют на ткани, на мебели, и т.д.

Особую прелесть модерну придаёт ассиметричность. Симметрия прекрасна, но в данном стиле она нарушается с целью придать неповторимость, уникальность предмету или интерьеру. Ассиметричность должна быть предельно гармоничной.

В модерне, помимо орнамента, всегда должна присутствовать ещё одна отличительная черта — арки. Они придают помещению изящность, уют, ощущение завершенности мысли в создании интерьера. Арочная форма может присутствовать везде: проёмы, камины, спинки кроватей, в общем, везде, где только можно.

В модерне много внимания уделяется сложному дизайну проёмов, полупроёмов и перегородок. Их вид поразит воображение гостей.

Витражи — одни из любимейших предметов декора в ар-нуво. Ими украшены двери, окна, мебель, потолки, лампы. Теперь понятно, почему в США стиль именуется Тиффани, — в честь гениального дизайнера по стеклу. 

Роскошь лестниц стиля «модерн» ласкает наш взгляд. Перегородки и лестницы предельно красивы. Их линии волнистые под стать орнаментам ар-нуво. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: