«Делать удовольствие мама»
Ради престижа империи, а также чтобы угодить жене, император старался уделять внимание и парадной стороне жизни — большие балы и приемы при дворе шли постоянно. Как потом написала великая княжна Александра Николаевна, «я знаю, что самое большое удовольствие папа состоит в том, чтобы делать удовольствие мама!» И это не преувеличение — для императрицы было построено множество уютных домиков в окрестностях Петербурга, а в 1828 году Николай преподнес ей дворец «Александрия» в Петергофе, ставший любимым домом императорской семьи
Император не любил расстраивать жену и не требовал от нее участия в государственных делах — но она была нежной матерью их семерым детям, а после смерти свекрови взяла на себя роль попечительницы основанных Марией Федоровной благотворительных заведений. Кстати, Александринский театр в Петербурге в 1832 году назван в честь Александры Федоровны. О том, как Николай старался не волновать жену трагическими происшествиями в России, свидетельствует только один эпизод из мемуаров их дочери Ольги Николаевны, относящийся ко времени холерного бунта 1831 года.
«В отчаянье от холерной эпидемии, уносившей ежедневно до трехсот жертв, чернь восстала против врачей и начала их избивать, уверяя, что они отравляют больных. Папа сейчас же сел в свою коляску и, сопровождаемый Орловым, поехал прямо к рынку на Сенной площади. Его неожиданное появление оказало магнетическое действие.
Все головы обнажились. «Дети, — воскликнул он своим низким, звучным голосом, покрывшим мгновенно гул толпы, — дети, что вы делаете? На колени — ваш Государь требует этого, на колени и просите у Господа прощения». И толпа, только что бунтовавшая, встала, рыдая, на колени. С этого дня порядок больше не нарушался. Через несколько часов Папа вернулся в Петергоф, взял ванну, переменил одежду и появился вовремя к столу, так что Мама не заметила его длительного отсутствия».
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Начало правления
Говоря о личности Николая 1 важно понимать, что этого человека изначально на роль императора России никто не готовил. Это был третий сын Павла 1 (Александр — старший, Константин — средний и Николай — младший)
Александр Первый умер 1 декабря 1825 года, не оставив после себя наследника. Поэтому власть по законам того времени приходила к среднему сыну Павла 1 — Константину. И 1 декабря правительство России присягнула ему на верность. В том числе присягу на верность приносил и сам Николай. Проблема заключалась в том, что Константин был женат на женщине не знатного рода, проживал в Польше и не стремился к престолу. Поэтому он передал полномочия на управление Николаю Первому. Тем не менее между этими событиями прошло 2 недели, в ходе которых Россия находилась фактически без власти.
Необходимо отметить основные особенности правления Николая 1, которые были характерны его чертами характера:
- Военное образование. Известно, что Николай плохо усваивал любые науки кроме военных. Его воспитателями были военные и практически всё его окружение были бывшими военнослужащими. Именно в этом нужно искать истоки того, что Николай 1 говорил «В России каждый должен служить», а также его любовь к мундиру, который он заставлял носить всех без исключения в стране.
- Восстание декабристов. Первый день власти нового императора ознаменовался крупным восстанием. Это показало основную угрозу, которые несли либеральные идеи для России. Поэтому основной задачей его правления была именно борьба с революцией.
- Отсутствие связи с западными странами. Если рассматривать историю России, начиная с эпохи Петра Великого, то при дворе всегда говорили на иностранных языках: на голландском, на английском, на французском, на немецком. Николай 1 — это прекратил. Теперь все разговоры велись исключительно на русском языке, люди носили традиционную русскую одежду, шла пропаганда традиционных русских ценностей и традиций.
Во многих учебниках истории говорится о том, что николаевская эпоха характеризуется реакционным правлением. Тем не менее управлять страной в тех условиях было очень сложно, поскольку вся Европа буквально погрязла в революциях, очаг который мог сместиться в сторону России. И с этим нужно было бороться. Второй важный момент — необходимость решение крестьянского вопроса, где сам император выступал за отмену крепостного права.
Изобразительное искусство [ править ]
«Am FronleichnamsmorgenФердинанда Георга Вальдмюллера (1857 г.) является примером картин в стиле бидермейер, пробуждающих гармонию, веру и традиции.
Австрийские картины этой эпохи характеризовались стремлением реалистично изображать сентиментальный и благочестивый взгляд на мир. Темы бидермейера усиливали чувство безопасности, Gemütlichkeit , традиционные пироги и простоту, избегая политических и социальных комментариев в эпоху. Таким образом, методы, будучи классическими по своей природе, имели первостепенное значение для достижения реалистичной визуализации. Что касается темы, техника рассматривалась не только как средство повествования, чтобы рассказать прошлое в анекдотических виньетках, но также и для представления настоящего. Это сформировало эстетическое единство, наиболее ярко проявляющееся в портретах (например, Портрет семьи Артаберов)., 1837, Фридрих фон Амерлинг), пейзажи (например, см. Пейзажи Вальдмюллера или Гауэрмана) и современные репортажные жанровые сцены (например, «Противостояние ямщиков» , 1828, Михаэль Недер).
Клара Шуман , известная женщина-композитор, изображенная в 1838 году Андреасом Штаубом
Ключевыми художниками движения бидермейер были Карл Шпицвег (1808–1885), Фердинанд Георг Вальдмюллер (1795–1865), Хенрик Вебер (1818–1866), Иосип Томинц (1780–1866), Фридрих фон Амерлинг (1803–1887), Фридрих Гауэрманн (1807–1862), Иоганн Баптист Райтер (1813–1890), Питер Фенди (1796–1842), Майкл Недер де (1807–1882), Йозеф Данхаузер (1805–1845) и Эдмунд Водик (1806–1886) ) среди других.
Самая большая в мире коллекция картин венского бидермейера в настоящее время хранится во дворце- музее Бельведер в Вене.
В Дании период бидермейера соответствовал датскому Золотому веку , времени творческого производства в стране, которое включает в себя картины Кристофера Вильгельма Экерсберга и его учеников, включая Вильгельма Бендца , Кристен Кёбке , Мартинуса Рёрбай , Константина Хансена и Вильгельма Марстранда как а также неоклассическая скульптура, вдохновленная примером Бертеля Торвальдсена . В этот период также произошло развитие датской архитектуры в стиле неоклассицизма.. Копенгаген, в частности, приобрел новый облик: здания спроектировали Кристиан Фредерик Хансен и Майкл Готлиб Биндесбёлль . необходима цитата
Революция
Военные поражения России привели к настоящей осаде властей революционерами и радикально настроенной общественностью. Царица не могла оставаться пасcивной. Она чувствовала, что опасность грозит династии, то есть ее семье и настаивала на самых решительных действиях супруга. Но ей так и не удалось изменить его характер. В Петрограде правили слухи — Александра шпионка, она спаивает Николая, он постоянно пьян. На самом деле Николай был изможден сложившимися обстоятельствами: забастовками и митингами в Петрограде, военными неудачами. Голод и суровая зима подтолкнули людей к революции.
Александра, оказавшись заложницей в Царском селе, металась у постели больных корью детей (болели четверо из них). Николай, возвращавшийся с фронта, был отрезан от семьи революционными войсками. 15 марта царь отрекся от престола.
Императрица не знала, что ее муж потерял трон. Наконец до Александры Федоровны доходят ужасные новости — теперь она бывшая императрица. Генерал Лавар Корнилов от имени Временного правительства объявляет ей, что она и низложенный царь арестованы.
Но все эти страдания и унижения для нее ничто по сравнению со страшной тревогой за жизнь мужа. Его возвращение в Царское село, несмотря на печальные обстоятельства, было счастьем для семьи. Александра Федоровна, истощенная физически, почти совершенно успокоилась. В ближайшие месяцы она все более будет озабочена здоровьем детей. Заключение в Царском селе семья Романовых переносит в состоянии смиренной покорности судьбе.
В мае император со своей семьей и несколькими оставшимися придворными разбивают в Царско-сельском парке огород. Им помогают некоторые солдаты караула. Это не мешает краульным следить за каждым шагом узников, которым разрешено передвигаться в пределах очень небольшой территории парка. Условия содержания Романовых можно назвать скорее унизительными, чем суровыми. Временное правительство, чувствуя ответственность за семью царя, пыталось найти им пристанище за границей у родственников. Но с кайзером Россия была в состоянии войны, а английский король Георг VI отказался принять Романовых, не желая ассоциировать себя с ним.
Тем временем семья переправлена в Тобольск. Здесь одним из главных развлечений сделалась для Романовых заготовка дров. Им выделены обычные продовольственные карточки, на которые трудно было бы прожить, если бы не тайная помощь горожан. Чуть позже семью переведут на солдатский паек. В Тобольске семья Романовых прожила семь месяцев.
Поздней осенью 1917 года в Петрограде большевики во главе с Владимиром Лениным захватили власть и сместили семимесячное правительство Керенского. Началась гражданская война. С приходом к власти большевиков, пришли новые грубые тюремщики. Александра с дочерьми зашили в корсажи своих платьев остатки богатств Романовых — фамильные драгоценности и бриллианты, которые будут найдены только после их расстрела. «Теперь я все делаю сама. Я вяжу Алексею носки, штопаю порванные брюки его отцу. Белье у девочек превратилось в лохмотья», — пишет Александра Федоровна. К этим горестям прибавился жесточайший приступ гемофилии Алексея, которому исполнилось четырнадцать лет. Больше он так и не встал с постели.
Приближенные не раз заговаривали с Николаем о подготовке побега. Он ставил два условия, делавшие побег неосуществимым — не покидать пределы России и не разлучать семью.
В конце апреля 1918 года, прибывший из Москвы большевистский комиссар Яковлев объявил, что Романовы снова должны переехать. На этот раз в Екатеринбург. Белая армия была на подступах к Екатеринбургу.
В бывшем доме купца Ипатьева за высоким дощатым забором они провели последние 53 дня своей жизни. По команде комиссара Якова Юровского Романовы спустились в нижний этаж, где были расстреляны вместе с небольшой свитой 17 июля 1918. А всего через неделю Белая армия заняла Екатеринбург. До 1979 года никто не знал, где захоронены останки семьи, пока годы частных секретных исследований не привели к затопленному мосту недалеко от шахты в окрестностях Екатеринбурга, где были найдены останки. Через 100 лет после восшествия на престол Николая II, английская королева Елизавета II посетила Петропавловскую крепость — исконное место захоронения Романовых, а ее муж — принц Филипп сегодня приходится самым ближайшим родственником из ныне живущих как Николаю, так и Александре. Он дал свою кровь для сравнительного анализа ДНК останков. Экспертиза с точностью 99% доказала, что останки, найденные под Екатеринбургом, принадлежат Романовым.
Первая мировая
Первая мировая война совершенно изменила быт семьи и привычный уклад жизни. Царь отправился на фронт, где поднимал боевой дух своих солдат. Столица Санкт-Петербург была переименована в Петроград в духе славянского единения. С фронтов приходили противоречивые вести. Война принесла страдания, страх и трагедию.
Александра Федоровна, Ольга и Татьяна окончили курсы сестер милосердия и работали в Царскосельском госпитале, организованном на средства императрицы. Александра в одиночку руководила в Петрограде открытием 85 госпиталей. Даже первый этаж Зимнего дворца был отдан под больничные койки. Мария и Анастасия тоже часто бывали в госпиталях. Александра Федоровна считала благотворительность обязанностью всех членов семьи. С момента приезда в Россию она постоянно участвует в благотворительной деятельности, учит детей помогать и сочувствовать обездоленным.
Императрица в этот период часто пишет мужу на фронт, иногда по два-три письма в день, пытаясь поддержать его. И после многих лет брака ее слова, застывшие во времени, говорят о подлинной любви супругов: «Любовь моя Ники, пусть Бог даст мне стократно воздать тебе за твою сладость. Во истину сомневаюсь много ли найдется таких же счастливых жен».
Российская армия терпит на фронте поражение за поражением. Летом 1915 года у Николая на фронте было очень много дел, и его жена стала разбираться в его почте, чтобы помочь вести в столице государственные дела. В итоге эта помощь стала заключаться в консультациях с Распутиным по поводу принятия политических решений. Одним из таких их совместных решений стало смещение главнокомандующего — дяди Николая II Великого князя Николая.
Война приносит Александре Федоровне, быть может самое тяжелое для нее испытание — разлуку с мужем и сыном. С октября 1915 года Николай переехал в более безопасное место — город Могилев, где к нему присоединился царевич Алексей. Наследник сопровождал царя и во время многочисленных поездок в действующую армию. Но приступы болезни (жесточайшие кровотечения) вынуждают его надолго оставаться под присмотром врачей в Петрограде. Редкие встречи в ставке для Николая и Александры — источник душевных сил и еще письма — их написано во время войны более шестисот. «Право не знаю, как бы я справился с этим, если бы милосердный Господь не дал мне такую жену и друга», — писал Николай.
Тем временем недовольство Распутиным росло. Даже приближенные царя поняли, что дальнейшее промедление приведет к политической катастрофе. Ведь в народе считалось, что Распутин полностью подменил власть министров. Двоюродный брат царя Великий князь Дмитрий, князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице царя организовали убийство Распутина, которое произошло в подвале юсуповского дома. Григорий, предчувствуя свою смерть, писал Николаю II на фронт проклятия: «Чувствую, что уйду из жизни до первого января. Царь земли русской, если услышишь ты звон колоколов, которые возвестят, что убили Григория, ты должен знать, что если это твои родственники повинны в моей смерти, никто из твоей семьи, я сейчас говорю о твоих детях и родственниках, не останется в живых в течение двух лет. Их убьют русские люди».
История появления
Стиль бидермейер характерен для начала XIX века. Вариант пришел на смену более помпезному и пышному ампиру. Элегантную женственность дам эпохи ярко отразил Людвиг Эйхродт в поэме «Песни Бидермейера». Имя главного героя произведения, любящего вычурность, богатство и роскошь, стало в истории нарицательным для художественного стиля, господствующего также в искусстве и моде.
Кукольная, обильно украшенная драгоценностями внешность дам, характерная периоду царствования стиля бидермейер, полностью демонстрировала положение в обществе
Наряды с узкой талией, открытыми плечами, глубоким декольте привлекали внимание к соблазнительным женским прелестям. Пышные юбки и рукава вносили интригу, полоски кружева, оборки добавляли кокетства
Дамам эпохи не свойственен яркий макияж. Юным девушкам рекомендовалось ограничиваться естественной красотой. Женщины постарше выделяли губы, добавляли легкий румянец. Ценилась бледность кожи, натуральная яркая выраженность черт.
Характерной особенностью стиля выступало обилие украшений. Дамы использовали бусы, серьги, колье, подвески. Ценилась роскошь, которую женщины с радостью демонстрировали своей внешностью. Дамы не стремились украшаться, как новогодняя елка. Умеренность, чувство вкуса — важная способность настоящей леди.
Платья в стиле бидермейер
Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.
Ф. Г. Вальдмюллер Женский портрет
У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.
Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.
Й. К. Штилер «София Баварская» (1832)
Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание — белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.
Й. К. Штилер «Мария Фридерика Прусская» (1843)
Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.
Й. К. Штилер «Анна Хиллмаэр» — дочь торговца мясом (1829)
У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.
Й. К. Штилер «Лола Монтес» — танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)
Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.
О рукавах
Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными
Карл Шпицввег «Любовное письмо» (1845-46)
Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.
Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.
Карл Шпицвег «Воскресная прогулка» (1841)
Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».
У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.
Правила оформления пространства
Бидермейер довольно демократичен, он не предъявляет четких требований к высоте потолков, площади объекта, формам дверных и оконных проемов. Интерьер исключает любые проявления роскоши, ему скорее свойственны мягкие формы, аккуратность, интимность, спокойные тона, лаконичность, баланс пропорций, симметричность вовсе не обязательна. Простота, минимальный декор, привлечение света – данные приемы помогают создать атмосферу уюта, материального благополучия и психологического комфорта.
Обзор типичных решений:
- допустимы отделочные материалы любых цветов, но фон должен быть именно однотонным;
- акцентами служат немногочисленные яркие цвета и мебель;
- предпочтение отдается теплым светлым оттенкам, например, розовым, желтым, голубым;
- если на стены наносится рисунок, то это непременно тонкая полоска или простой орнамент;
- лучшее напольное покрытие – деревянное, в качестве декора можно использовать однотонные ковры.
Для оклейки стен используют полосатые или цветочные обои, выдержанные в светлых тонах, их можно разделить архитектурными элементами. Красиво смотрятся сводчатые потолки, глубокие оконные проемы дополняются, к примеру, парящими муслиновыми занавесками. Если позволяет пространство, можно воспользоваться интересным интерьерным приемом: обустроить в углу круглую стенную нишу и встроить в нее изящную белую печь.
Философия стиля
Характерной и даже отличительной чертой стиля бидермейер можно назвать своеобразную поэтизацию мира вещей, отражающего мещанское мировоззрение. И одновременно – простота и непритязательность. Кстати, дословный перевод слова «bieder» – простодушный, обывательский. Исторически интерьер в этом стиле несимметричен и непропорционален. Главный девиз – уют и комфорт, главный мотив – цветы и полосы.
Основной акцент стиля направлен на создание уютной и спокойной атмосферы дома, где жизнь течет неспешно и приятно. Впрочем, стремление к спокойной и размеренной жизни, положенное в основу этого стиля, вполне объяснимо. Череда войн и революций просто вынудила людей искать умиротворения в повседневности и в устроенности быта.
Бидермейер, в первую очередь, стиль жилого (бытового) интерьера. Именно поэтому он максимально отвечает насущным человеческим потребностям: удобству, практичности, функциональности. Этот стиль – наглядный пример того, как возникает единство духовного и предметного мира людей.
Бидермейер иногда называют упрощенным ампиром. В основе его художественной выразительности лежат античные мотивы. Но в отличие от ампира он упраздняет имперскую пафосность дворцовых колонн и отдает предпочтение мягким и округлым формам. Можно сказать, что бидермейер из всех интерьерных стилей отбирает именно то, что близко по духу среднему классу и обыкновенному человеку.
Мебель
Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:
Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.
Неброский уютИсточник niagaranovice.blogspot.com
- Отличительный признак мебели. Диваны, кресла и стулья снабжаются плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Столы, шкафы и секретеры снабжаются изогнутыми точеными ножками.
- Самые популярные предметы обстановки — диваны, кресла и софы, делающие помещение особенно уютным.
Интерьер спальни не выглядит загруженнымИсточник journal.homemania.ru
Декор шкафовИсточник dekorolab.ru
Модные предметы — шкафы-витрины с остеклением одной или трех сторон; самое подходящее место для семейных реликвий и домашних коллекций.
Мебель для гостиной бидермейерИсточник host.access.ly
Функциональность. Столяры прониклись идеями английских мебельных мастеров, и на свет появились раздвижные столы-трансформеры разных конструкций. Многоликие секретеры и столы с ящиками и тайниками особенно полюбились в Российской Империи, что нашло отражение в литературе. Венцом конструкторских изысканий стали стулья для библиотеки, трансформируемые в лестницу-стремянку.
Складной стул-лестница для библиотекиИсточник ljrate.ru
Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:
https://youtube.com/watch?v=ymNJsYL4HGQ
Стиль бидермейер в современном интерьере
Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.
В современном интерьереИсточник freelancehack.ru
Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера
Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:
- Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
- Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.
Зонирование большой комнатыИсточник modernplace.ru
- Мебель для отдыха. Кроме дивана комнату наполняют мягкие кресла с удобными спинками, пуфы, кресла-качалки. Хотите полного комфорта по-бидермейерски — поставьте рядом пару скамеечек для ног.
- Камин — хорошая деталь для воссоздания уютного интерьера бидермейер. Он может быть как дровяным, так и электрическим.
- Для освещения подходят самые разнообразные светильники: многорожковые и классические люстры с декоративными лампочками-свечами, настольные лампы и настенные бра. Пригодятся и свечи.
Современная стилизация с каминомИсточник az-studia.ru
Заключение
Со времен расцвета бидермейера представления об уюте и целесообразности изменились. Современные интерьеры, оформленные по-бюргерски, выглядят гораздо проще, но сохраняют заложенный в идею комфорт и практичность. Нередко идеи бидермейера используются как часть эклектики — резной секретер или шкаф со стеклянной витриной способен стать украшением любой гостиной
Этот художественный стиль по-прежнему востребован; как никакой другой, он наполнен вниманием к мелочам и приближен к повседневным потребностям человека