Популярные виды бизнес-моделей
В свое время перечисленные ниже бизнес-модели были инновационными. Они выстрелили и обогатили своих создателей. Сегодня ими уже никого не удивишь, и все же каждая продолжает приносить прибыль тысячам компаний.
Популярные виды бизнес-моделей, которые доказали свою эффективность:
- Брокерская. Когда предприниматель сводит продавцов и покупателей, за что взимает определенную комиссию или процент от суммы сделки. По этой бизнес-модели построены торговые биржи, биржи фриланса, маркетплейсы.
Пример: FL.ru, eBay.
- Рекламная. Когда бизнес получает прибыль от размещения рекламы на своем ресурсе.
Пример: Lenta.ru, YouTube.
- Модель краудсорсинга. Когда ресурс получает прибыль с рекламы, но контент там создают сами пользователи.
- Модель производителя. Когда производитель продает свой продукт напрямую потребителю, отказываясь от посредников.
Пример: Avon, Кухня на районе.
- Модель дистрибьютора. Предприниматель закупает товар у производителей и реализует с собственной наценкой. Продавать он может по-разному: в розницу, специализироваться на нишевых товарах, предлагать один товар в день с максимальной скидкой, оформлять сделку на сайте с последующей выдачей товара в магазине или со склада.
Пример: Пятерочка, Etsy.
- Франчайзинг. Прибыль получают от продажи доступа к запуску успешной бизнес-модели.
Пример: McDonald’s, Додо Пицца.
- Бритва и лезвие. Основной товар продают дешево, а прибыль получают от реализации расходников. Обратный вариант: прибыль идет от продажи основного дорогого товара, а расходники продают дешево.
Пример: Gillette, HP (принтеры).
- Аренда. Когда отдают помещения или продукцию во временное пользование.
Пример: каршеринг, коворкинг.
- Подписка. Когда продают временный доступ к продукту.
Пример: Netflix, ЛитРес.
- Партнерский маркетинг. Предприниматель получает вознаграждение за продвижение чужих товаров и услуг.
Пример: Сравни.ру, Aviasales.
- Freemium. Когда доступ к основным функциям продукта для клиента бесплатный, а прибыль получают от продажи дополнительных опций.
Пример: Spotify, Lingualeo.
Бизнес-модель — это не бизнес-план. Построение модели не предполагает глубокого анализа и поэтому не может быть основанием для принятия стратегических решений. Но бизнес-модель идеально подходит для быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков для компании.
BMW: Art Basel и премия BMW Art Journey
BMW сотрудничает со многими международными культурными организациями, фестивалями и выставками. С 1975 года бренд привлекает художников для создания специальных арт-автомобилей. Среди тех, кто работал над коллекцией BMW Art Cars — такие признанные мастера, как Александр Колдер (1975), Рой Лихтенштейн (1977), Энди Уорхол (1979), Олафур Элиассон (2007), Джефф Кунс (2010), Джон Бальдессари (2016) и многие другие.
Американский художник Джон Бальдессари с 19-й BMW Art Car в Майами. Фото: Chris Tedesco, BMW AG.
Автомобильный бренд также является многолетним партнером трех самых известных международных ярмарок современного искусства Art Basel, которые проходят в Гонконге, Базеле и Майами Бич. В 2015 году к этому сотрудничеству добавилась новая инициатива — премия BMW Art Journey.
От многочисленных корпоративных наград для начинающих художников ее отличает то, что BMW Art Journey обыгрывает ценности бренда — мобильность и движение. Премия представляет собой не просто денежный грант, а возможность совершить исследовательский проект-путешествие.
Первым в двухмесячное арт-путешествие по 30 городам мира отправился гонконгский художник и музыкант Самсон Янг. Во время своего исследования «По ком звонит колокол: путешествие по звуковой истории конфликтов» он записывал звучание колоколов, чтобы создать по итогам путешествия серию зарисовок и написать оригинальную музыку для звонарей и оркестра.
Художник также побывал в Санкт-Петербурге, где благодаря помощи компании он получил доступ к легендарным часам «Павлин» в Эрмитаже.
Победитель премии BMW Art Journey, гонконгский художник и музыкант Самсон Янг исследовал звуки колоколов, путешествуя по 30 городам на 5 континентах. Фото: BMW AG.
Другая обладательница премии, британская художница Абигейл Рейнолдс исследовала места шестнадцати бывших библиотек, исчезнувших в результате политических конфликтов, природных катастроф и войн. В течение пяти месяцев она путешествовала на мотоцикле по странам Шелкового пути (Китаю, Узбекистану, Турции, Египету и Ирану), делая заметки о своей поездке и собирая артефакты, а по итогам поездки Рейнолдс создала серию инсталляций.
Победительница премии BMW Art Journey, британская художница Абигейл Рейнолдс изучала места исчезнувших библиотек на Шелковом пути. Фото: BMW AG.
Следующий лауреат премии — художник из Лос-Анджелеса Макс Хупер Шнайдер в рамках проекта «Земная витрина: риф как событие» отправится исследовать систему коралловых рифов и то, как человек влияет на нее и на природу в целом. Во время путешествия художник собирается строить скульптуры из стеклянных и акриловых витрин, соединяющих в себе природные и искусственные системы.
Итог: BMW Art Journey отличается от других премий для начинающих художников. Она не ограничивается простым финансовым грантом и связью с ценностями бренда. Премия помогает появиться на свет новому произведению искусства. Кроме того, компания помогает художнику связаться с экспертами и необходимыми специалистами.
Чему можно поучиться:
- Мыслить нестандартно и стремиться найти уникальную нишу арт-проекта. Финансовый грант — не единственное, что бренд может предложить художнику. Не менее важны контакты, менторская поддержка и помощь с технологическими решениями для реализации проектов.
- Давать арт-партнеру полную креативную свободу. В инициативе BMW Art Journey художник сам выбирает маршрут исследования.
- Вовлекать в партнерство внешние аудитории. За путешествием победителя можно следить в реальном времени, читая его тревел-дневник, а результаты исследования художника представляются в зоне компании на ярмарке Art Basel.
Эпоха Средневековья и Возрождение
История костюма и моды неразделима, ведь национальное одеяние им и является. Оно говорило о классовой принадлежности человека, его семейном положении, достатке. Несмотря на то, что процесс заимствования некоторых деталей у других национальностей всегда имел место быть, однако, народы имеют свои традиции, имеющие огромное значение.
Когда Древний Рим пал, пришло время новому витку истории, который был назван Средневековьем. Естественно, изменения коснулись и моды. В то время люди, живущие в различных регионах, носили отличную одежду.
В раннем периоде она отличалась простотой и некоторой примитивностью. И подобное сохранялось до XI в. В X-XIII века произошел всплеск развития швейного мастерства и все чаще стали появляться абсолютно новые модели.
Некоторые историки уверены, что зарождение моды относится именно к XII-XIII ст., когда костюмы стали украшать элементами, не носящими особой нагрузки и обладающими исключительно декоративными функциями.
В XV веке история моды стала стремительно развиваться, и портновское искусство вышло на новый уровень. Именно тогда зародилось конструирование моделей, и технологические процессы значительно усложняются. Западная Европа стала первой, где были заложены основы кроя, в корне повлиявшие на форму одежды для прекрасного пола.
Позднее Средневековье характеризуется обновлением в мире, и в моде в том числе, появляются обновленные силуэты и модели. Специалисты отмечают, что если рассматривать моду в качестве социально-психологического явления, то его зарождение приходится на этот период.
На рубеже XVI-XVII веков на европейские модели оказала влияние испанская мода и основы стиля. Недаром это период был назван Золотым веком Испании – государству удается добиться успехов в экономике и стать одним из политических лидеров на мировой арене
Естественно, и народный национальный костюм этой страны привлек пристальное внимание, многие его элементы были заимствованы для моделей в других странах
В конце XVI века на моду стали влиять тенденции еще одной страны, а именно Италии. Здесь было отлично развито ткачество, и заполучить местные материалы стремились многие модницы. Итальянский бархат, атлас, тафта и нежнейшие кружева пользовались небывалой популярностью у состоятельной публики. Главными законодателями моды оказались две области – в XV веке Флоренция, в XVI инициативу перехватила Венеция.
Почитали — пора посмотреть
От текстовой теории переходим к теории визуальной. Музеи могут показаться скучной затеей, но именно там можно увидеть историю своими глазами. В идеале, конечно, посетить легендарный Институт костюма при Метрополитен-музее, который ежегодно организовывает масштабный фэшн-бал Met Gala, но для этого придется слетать в Нью-Йорк. Поэтому подберем варианты более доступные, но все же достаточно полезные.
Начинайте с обязательного минимума — местного краеведческого музея. Да, вы там наверняка были на школьной экскурсии, но тогда были заняты выведением уставшего экскурсовода из себя. Сейчас же будьте внимательны к деталям — присматривайтесь и к национальным костюмам, и к предметам декора, и к другим мелочам. Все это составляет историю, повлиявшую на становление эпохальных модных тенденций.
Постарайтесь не пропускать приезжающие выставки и показы мод местных дизайнеров. Знания собираются по крупицам, и любая информация, особенно визуальная, будет полезна.
Кстати, современные технологии позволяют посещать музеи даже не выходя из дома. Виртуальные экскурсии предлагают, например, Александр Васильев (vassiliev.online) и московский Музей моды (fashion.museum-online.moscow).
Одежда в Средневековье
Далее история моды переносит нас в Средневековье. После величественных одеяний римских патрициев, наряды знати Раннего Средневековья выглядят очень просто, достаточно бедно и безлико. У этого факта есть свое объяснение — на первом месте здесь находится функциональность одеяний.
Поговорим об одежде простолюдинов. Главным предметом гардероба здесь является длинная рубаха. Причем носят их как мужчины, так и женщины. Пряжу для тканей делают из таких натуральных материалов:
- лен;
- конопля;
- крапива.
Тут можно вспомнить сказку Андерсена, где сестра шьет для брата рубаху из этого растения. Ситуация кардинально меняется после начала Крестовых походов. XI-XII век ученые считают временем, когда появились первые намеки на моду.
Европейское сообщество сильно преображается с начала периода Крестовых походов. Именно в это время возникает женская мода. Появляется культ женского тела. Это отображается в стремлении подчеркнуть его красоту и грациозность. Появляются декольте, платья становятся приталенными. Длинные рукава подчеркивают грацию женских рук и плавность движений. Женский образ становится нежным, воздушным и сильно контрастирует с мужской брутальностью.
Чуть позже в женской моде появляется тенденция носить неудобные вещи в угоду «красоте». На несколько веков в тренд попадают такие странные вещи:
- Конусообразные головные уборы, которые у некоторых достигали метра в высоту.
- Туфли с сильно загнутыми носками, которые нужно было подвязывать.
- Невероятной длины шлейфы, которые носила исключительно знать.
Огромный скачок в развитии произошел в 14 веке во Франции. Именно здесь появились первые швейные производства и научились кроить и моделировать одежду. Появились такие понятия, как вытачки и складки.
Немного истории
В каменном веке жители планеты использовали шкуры животных для того, чтобы уберечься от холода. Несколько шкур сшивались вместе с помощью конского волоса, и носились на плечах. Тогда же появились и первые аксессуары: кости, зубы, камни.
В бронзовом веке шкуры «переместились» на пояс, носились как юбки. Появились первые туники и теплые шерстяные шали. Атрибутом той эпохи стали искусственно завитые мужские волосы и бороды. Одежда, выкроенная по форме тела появилась примерно в 2000 году до н.э. Тогда же начали использовать драпировки. Предпочитали ткани растительного происхождения. А чуть позже в моду вошли парики, поверх которых одевались венки.
Ближе к рубежу бронзового и железного веков мужчины начали сбривать волосы налысо и пользоваться париками (по праздникам). Разделение масс на высшее и низшее сословие обусловило наличие одежды у первых и ее отсутствие у последних.
В начале железного века одежда для мужчин и для женщин практически не отличалась. Начали использоваться пояса и пряжки. Появились некие подобия рубашек и плащей. Ближе к концу века вошли в моду тяжелые семиметровые тоги, по цвету которых можно было отличить победителей-завоевателей от должностных лиц (первым назначалось носить тоги красного и золотого цветов, а последним – белого).
В V веке начали использовать шелковые ткани. В качестве драпировок шелк не использовался ввиду дороговизны, одежда начала принимать очертания. В качестве украшений использовалась чеканка, расписанная эмалями, инкрустированная камнями, жемчуг, ракушки.
XII век известен завоевательными походами на Восток, оттуда завезены халаты из шелка, туфли-шлепки, богато расшитые золотыми нитями и драгоценными камнями. В моду входят соболиные, песцовые и норковые меха. Крестьяне и бедные люди носят короткие платья, узкие штаны.
В XIII веке церковные власти заставляют евреев носить отличительные знаки – желтые колпаки. Зажиточные женщины одевают платья с очень узкими рукавами, которые после каждой носки необходимо зашивать.
XIV век – время освобождения крестьян от зависимости. Художники и модельеры находятся в поисках новых идеалов. Мужчины надели короткие костюмы, а женщины начали носить экстравагантные шляпы, точнее конструкции из ткани, закрепленные шпильками.
XV век – эпоха расцвета Ренессанса. Женская фигура подправляется с помощью корсетов, из-за которых порой сложно дышать, открывается грудь и спина. Декольте, один из самых древних элементов женского наряда, завоевывает новые масштабы, становится все глубже, эротизм все более просматривается в моде.
Облегающая одежда регулируется с помощью шнуровки. Входят в моду также прозрачные ткани
Женщины большое внимание уделяют прическам, пользуются популярностью черный бархат, обрамляющий лицо и подчеркивающий его естественную бледность
В XVI веке особое внимание своей одежде уделяли мужчины – они носят штаны с вытянутым гульфиком поверх чулок, камзолы с пышными рукавами с разрезами. Немного позже появились гофрированные воротники
Законодательницей моды является Италия, запретившая дамам декольте, одежда принимает жесткие формы.
В XVII-XVIII веках появилось шелковое нижнее белье и перчатки. Одежда начинает принимать те очертания, которые все привыкли наблюдать на улицах современных городов.
История моды очень многогранна, имеет множество интересных фактов. Любой девушке должно быть интересно, откуда и при каких фактах истории, например, появилась платформа на обуви, чем обусловлена такая мода.
Оказывается, высокой платформой оснастили обувь высокопоставленных чиновников, которые боялись запачкать свои одежды, когда шагали по улицам города, ведь, как известно, раньше не было канализации, все помои выливали прямо на улицу. Приходят на ум слова знаменитого историка моды, Александра Васильева, «следовать моде смешно, а не следовать – глупо».
Знаковые личности в модной истории
Отмечает история героя моды – Чарльза Фредерика Ворта, модельера Франции, англичанина по происхождению. Он основал организацию в Париже – Синдикат Высокой моды, которая объединила имеющиеся Дома моды. Это организация существует и по сей день.
Еще одна знаменитая в сфере моды личность – Поль Пуаре, модельер из Франции, которого считают реформатором, создавшим не только новые модели, но и изменившим образ жизни жителей европейских стран и Америки.
История героя моды дала толчок появлению целой плеяды талантливых кутюрье, которые оказали значительное влияние на модные тенденции. Кроме того, их имена до сих пор внушают уважение, и их дело нашло современное продолжение – это Коко Шанель, Жан Пату, Жанна Ланвен и др.
История моды – это не только появление одежды, это глубокий культурный пласт, который затрагивает все сферы жизни человека и позволяет выяснять различные подробности существования предков.
Но в чём главный посыл моды 70-х?
В то время, выражение «не такой как все» имело скорее негативный окрас, нежели позитивный. Вдруг разные группы потребителей начали выбирать тот стиль, который наиболее подходит под их темп жизни. Наверное поэтому 70-е часто сравниваются с «дурным вкусом».
Модные журналы как могли диктовали «прежнюю моду», но переворот в мире фэшн был неизбежен. Люди больше не хотели следовать правилам и мнимым эталонам, потребители начали выбирать удобную одежду, которая не будет сковывать движений. Глядя на это, дизайнеры начали вводить в свои коллекции элементы стрит-культуры, стиля унисекс, сафари, милитари и др.
Как не странно, но эклектическое обрамления семидесятые обрели именно благодаря молодым дизайнерам, которые не побоялись внедрить в свои коллекции что-то новое. В мире моды даже появилось такое понятие как «нувель-кутюр», что в переводе означает «новая высокая мода».
Сейчас дизайнеры сфокусированы на индивидуальности, поэтому 70-е отлично вписываются в коллекции дизайнеров своим вольным нравом.
При этом здесь главное не переборщить, ведь можно полностью «уйти в винтаж» и выглядеть старомодно. Что же делать? Мы рекомендуем внедрять только один трендовый элемент в образ, так ты будешь выглядеть максимально уместно и при этом стильно.
Но готова ли ты к модному перевоплощению? Да? Тогда читай о главных трендах сезона, навеянными семидесятыми.
Swatch и Венецианская биеннале
Сотрудничество с миром искусства и культуры швейцарский часовой бренд начал практически сразу после своего основания, в 80-е годы прошлого века. Так родилась программа арт-коллабораций, в рамках которой создаются лимитированные коллекции Swatch Art Specials. Среди представителей креативной индустрии, с которыми сотрудничал Swatch — художники Кит Хэринг и Сэм Франсис, режиссеры Педро Альмадовар и Акира Куросава, дизайнеры Пако Рабан и Вивьен Вествуд и многие другие.
Резиденты получают возможность жить и работать в историческом отеле в течение трех – шести месяцев, а после окончания программы представляют художественный проект.
Арт-резиденция Swatch в Swatch Art Peace Hotel в Шанхае. Фото: Swatch
Четвертый год подряд Swatch также является главным партнером форума Венецианская биеннале современного искусства, во время которого бренд представляет павильон с работами участников арт-резиденции, а также проекты известных художников. В 2015 году это была светящаяся инсталляция португальской художницы Джоанны Васконселос, а в этом году Swatch показала масштабную работу «Цветопад Джардини» британского абстракциониста Иэна Дэвенпорта. Кроме того, специально к выставке компания Swatch выпустила лимитированную модель часов, вдохновленную красочной инсталляцией живописца.
Инсталляция португальской художницы Джоаны Васконселос для Swatch на Венецианской биеннале 2015, Джардини. Фото: Swatch
Итог: Арт-программа Swatch включает сразу несколько инициатив. При этом партнерство с Венецианской биеннале дает бренду возможность показать их результаты – Swatch выставляет работы участников арт-резиденции, а также выпускает лимитированные коллекции часов в партнерстве с известными художниками.
Сотрудничество с креативным сообществом также вдохновляет бренд идти на риск и пробовать что-то новое. Один из самых ярких примеров – это партнерство Swatch со швейцарским художником Альфредом Хофкунстом в 1991 году, когда была выпущена лимитированная коллекция Veggie Set — две пары часов на тему завтрака — перец, огурец и яйца с беконом. Компании пришлось согласиться с задумкой художника и эти арт-модели продавались только на овощных рынках.
Чему можно поучиться:
- Выходить за рамки «спонсорства логотипов» и запускать инициативы, которые как способствуют выполнению бизнес-целей, так и вносят вклад в мир искусства.
- Создавать впечатления (например, при помощи выставок и других арт-мероприятий).
- Думать масштабно и работать со сферой культуры по разным направлениям.
- Действовать последовательно, год за годом развивая начатые инициативы.
Критерии
В целом, сегодняшние критерии не ограничиваются только лишь наличием нужной внешности. Да, без нее никак, но и только с ней добиться развития в этом направлении не просто. Для облегчения становления и формирования «супермодели», существуют различные школы, тренинги и курсы, на них можно научиться некоторым навыкам.
На стадии становления эта помощь необходима, с её помощью девушка будет с легкостью разбираться в современном мире моделинга. За основу обучения берется дефиле, так как этому, казалось бы, не трудному процессу научится не легко, и дается это не каждому.
Целый комплекс составляющих, которые нужно развить, и модельный шаг и мышцы с осанкой, не маловажная уверенность, и как перспектива работы в будущем – это демонстрация одежды разных стилей и направлений.
Особенности фэшн макияжа
Учитывая, что стиль fashion – это модный образ, представительницы прекрасного пола также заинтересованы в создании макияжа. Учитывают следующие отличия макияжа:
Используется стойкая косметика. Косметические средства должны проявлять устойчивость к внешним факторам, одновременно подчеркивая красоту женского образа.
Макияж поддерживает создаваемый стиль
При этом макияж не должен привлекать все внимание к себе. Женщина должна подчеркивать красоту и стиль выбранных вещей, аксессуаров, обуви.
Предусмотрены разные техники макияжа
Вне зависимости от выбранного способа, особое внимание уделяется тону лица
Важно устранить следы несовершенств, усталости, жирного блеска.
Допускается акцентирование глаз и губ для создания безупречного образа.
Каждая женщина должна «фешить», чтобы соответствовать стандартам красоты и реализовывать основные тренды моды или все-таки идти наперекор подобным нормам, проявляя индивидуальность. Женщины, как и мужчины, самостоятельно выбирают подходящий вариант.
Фешн макияж
Этап 5. Современная мода
XIX-XX век подарил миру немало выдающихся кутюрье, изменивших представление о моде. Это один из интереснейших и насыщенных периодов в истории. Первая мировая война кардинально поменяла ценности, стереотипы и мировоззрение общества, последствием чего стала эмансипация моды и изменение в поведении женщин. Отказ от корсетов, вождение автомобиля, короткие стрижки и длинный мундштук — придавали дамам того времени особенный шарм. Сильная, независимая, уверенная в себе женщина, готовая работать наравне с мужчиной — символ XX века! Одной из самых ярких и запоминающихся представителей мира моды стала Коко Шанель. Ее маленькое черное платье, первые костюмы-двойки, культовый твидовый жакет и, конечно же, духи Chanel №5 стали визитной карточкой Дома, а роскошь, простота и элегантность — стилем многих модниц, актуальные по сей день.
Эльза Скиапарелли — родоначальница направления «pret-a-porte»; подруга Сальвадора Дали и главная конкурентка Шанель. Ее визитной карточкой стал цвет «Shocking pink» и необычные наряды и аксессуары в стиле сюрреализма. Общество не сразу смогло это принять. Скиапарелли — первый эксцентрик моды, получившая прозвище «Шокирующая Эльза».
Марсель Роша. В 1942 году вернул в моду корсет, забытый в военные времена, а брюки сделал полноправной частью повседневного женского гардероба.
Кристиан Диор. После второй мировой войны в 1947 году ввел в моду женственный силуэт «new look», который крайне противоречил политике экономии ткани и образу жизни женщин. На протяжении его десятилетней карьеры, благодаря своей смелости, был признанным королем моды.
Кристобаль Баленсиага — загадка моды. В 13 лет удачно выполнил свой первый заказ для маркизы де Касса Торрес, а в 19 лет создал свой собственный модный Дом. Личная жизнь была скрыта от общества, но в своем творчестве он был архитектором, умело сочетавшим и выгодно демонстрирующим строгость линий с гипертрофированными объемами. Сильная сторона — качество кроя.
Ив Сен-Лоран создавал идеальную классику. Первым ввел в моду легендарный женский смокинг, стал основателем стиля унисекс, вводя в женский гардероб элементы мужского гардероба. Платье «Мондриан» трапециевидного силуэта — визитная карточка 60-х годов модного Дома.
Пако Рабан. В 1966 году представил революционную футуристическую коллекцию, пропитанную духом будущего, созданную из технологичных материалов: пластика, бумаги, сеток и металла. Уже тогда его работы олицетворяли «космическую эру», дизайн которых до сих пор не стал актуальным, несмотря на технологический прогресс 2021 года.
Список талантливых кутюрье можно продолжать бесконечно, и каждый из них заслуживает особого внимания. Это был век дизайнеров, которые до сих пор определяют судьбу современной моды!
Анализируя столетие в целом, можно заметить, какие невообразимые изменения произошли в восприятии внешнего вида человечества! Стало сложно называть одежду – костюмом, а конкретное платье – творением одного лишь человека. Подход создания коллекции одежды стал коллективным процессом команды модного Дома, а внешний вид людей приобрел не только эстетический, но и практический смысл. Поэтому появление спортивной одежды – логичный факт в условиях развития общества ХХ века.