Мода xix века — история развития модной одежды — реставрация

1801 – 1828

В этот период еще продолжают оставаться актуальными платья 18 столетия, выполненные в стиле раннего ампира. Для них характерна чрезмерно завышенная талия, располагающаяся под грудью. Девушки носят наряды, как правило, без корсета. Даже если он и используется, то не затягивается столь сильно, как в более ранние периоды.

Платья начала 19 века отличаются глубоким вырезом. Чаще всего он квадратный, но также уместны и закругленные варианты. Рукава встречаются обычные длинные или же чрезмерно короткие, выполненные в виде фонариков.

Зачастую применяются шлейфы. Женская одежда выполняется в пастельной палитре. Яркие тона практически не встречаются. Летом дополнительно используются спенсеры. Это короткие пиджаки, характерные для эпохи ампира. В качестве головных уборов выступают шляпки, тюрбаны и чепцы. Именно так выглядит одежда начала этого столетия.

Археологические изыскания

Согласно археологическим раскопкам, одежда возникла на заре цивилизации. Тогда люди использовали для ее изготовления растительные нити или жилы зверей, которыми они скрепляли материалы природного происхождения. В ход шли листья, кора деревьев, шкуры, солома. Головные же уборы также присутствовали и они порой были довольно необычны. Их выполняли из скорлупы яиц страуса, черепаховых панцирей, высушенных.

Достоверно известно, что костяной иглой, которую использовали люди для пошива вещей, они научились пользоваться 30-10 т. лет т.н., именно тогда произошло расселение по все земле.

Множество археологического материала исследователям досталось из Сунгирского погребения, в котором были обнаружены останки мужчины и двух детей – 9 и 13 лет. Благодаря реконструкции удалось восстановить их одеяния, у взрослого человека это была рубаха и брюки из выделанных шкур и кожи.

Кроме того, вся одежда была обильно расшита бусинами из бивня мамонта. Выяснить точный возраст находок не удалось, однако он варьируется от 25 до 33 тысяч лет.

Мастера улучшали методы обработки мехов и кожи, научились изготовлять тканые полотна, получали натуральные пигменты для их окрашивания, делать на изделиях складки и плиссировку. А войны способствовали тому, традиции разных государств проникли в другие страны.

Дальнейшее развитие

В эпоху Ренессанс история моды получила новый виток – ведь стали появляться печатные издания, которые были посвящены одежде. Это были определенного рода справочники-руководства, подсказывающие, что одеть, как наложить косметику и что на сегодняшний день отвечает требованиям модных тенденций.

И хотя в литературе Италии, даже в философских трактатах, встречаются упоминания о нарядах, украшениях и прочих атрибутах красоты и роскоши, все же моды в современном понятии тогда еще не было. Ее интенсивное становление в развитых европейских государствах стало происходить в середине XVII века, тогда же национальный костюм стал отходить на другой план.

Современные модные тенденции возникли в этот период во Франции, чему поспособствовал рост экономической и политической мощи страны, ставшей, при правлении Людовика Великого могущественной державой.

Став политическим и культурным центром, Франция не могла не стать столицей моды. Причем это явление не было случайным или стихийным, а обязательным компонентом жизни столь развитой страны.

Таким образом, первыми создателями моды считают короля Людовика XIV и его министра – Жан-Батиста Кольбера, которые вели политику таким образом, что государство заботилось о территориальном расширении рамок страны, ее культурном и политическом уровне.

Тогда многие производства, устоявшиеся и только возникшие, стали государственными единицами, правительство контролировало их деятельность

Это привело к важной вехе в мире моды – производство одежды отделилось от ее реализации. Появилась законодательная база – указы, контролирующие приобретение предметов роскоши

Тогда центом моды был королевский двор.

В то время войны были частым явлением, и они влияли на индустрию в целом, все же у Франции получилось остаться законодательницей мод, а ее столице – Парижу, культурным центром.

В XVII-XIX веках фасоны и модели одежды претерпевали значительные изменения, то усложняясь, то становясь очень лаконичными. В середине же XIX века история моды пережила свой переломный момент. К важным событиям можно отнести проникновение элементов мужского гардероба в женский, были заложены основы зарождения спортивной одежды, а также отмечается общая тенденция к упрощению моделей.

https://youtube.com/watch?v=LhaEom2G_xY

Этап 1. Зарождение моды

Доподлинно неизвестно, когда зародилось определение «мода», но стоит отметить, что на рубеже XII — XIII веков уже началось формирование эстетики, когда в одежде стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для украшения.

В мире моды произошла колоссальная трансформация. Сложно представить, что Европе в Средние века носить женщинам нижнее белье, или как называли их удлиненный прототип «бре», запрещалось. Это был элемент исключительно мужского гардероба. Чулки тоже, носили мужчины и крепили их к бре, надевая поверх приталенное платье в пышную складку, затягивая всю конструкцию кожаным ремнем. Каблуки считались частью воинской формы всадников Восточной Европы. Женщину в мужских одеждах (по стандартам того времени) могли даже сжечь на костре, причислив подобное поведение к содомии. В моде была «беременность»: для того, чтобы придать животу дополнительную округлость, использовали металлическую конструкцию, подобную корсету. Некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот. Средневековый Русский костюм формировался под влиянием церкви, поэтому фасоны и цвета были очень ограниченными.

«Русские Сезоны» 1909 г. – Ветер Перемен

К 1900 г. Париж был мировой столицей моды, а дома моды Worth, Callot Soeurs, Doucet и Paquin входили в список лидирующих имен. Высокая мода или от-кутюр — так называлось предприятие, использующее самые дорогие ткани для продажи их влиятельной элите Парижа, Лондона и Нью-Йорка. Однако стиль оставался прежним – линии Ампир и стиль Директории – высокая талия и прямые линии, пастельные краски, такие как зеленоватый цвет нильской воды, бледно-розовый и небесно-голубой, напоминающие чайные наряды и вечерние платья элиты общества.

Пришло время перемен. Этому предшествовали следующие события: влияние стиля «Ар Деко», возникшего из модернистского движения; наступление «Русских Сезонов», впервые прошедших в 1906 г. в форме выставки, организованной их основателем Сергеем Дягилевым, феноменальные выступления Русского Императорского Балета 1909 г. с их роскошными костюмами, навеянными востоком и созданные Леоном Бакстом.

Шаровары танцора Нижинского вызвали огромное удивление среди женщин, а мастер оппортунизма Поль Пуаре, рассмотрев их потенциал, создал гаремную юбку, которая на некоторое время стала очень популярной среди молодежи из британского высшего класса. Пуаре, возможно, под влиянием иллюстраций Бакста 1906 г. почувствовал необходимость в создании более выразительных иллюстраций для своих творений, в результате чего он привлек неизвестного тогда иллюстратора Поля Ирибо, работающего в стиле «Ар Нуво», для иллюстрирования своей работы «Платья Поля Пуаре» в 1908 г. Невозможно переоценить то влияние, которое эта работа оказала на возникновение моды и искусства. После этого два этих великих мастера работали вместе в течение двух десятилетий.

Одежда в Средневековье

Далее история моды переносит нас в Средневековье. После величественных одеяний римских патрициев, наряды знати Раннего Средневековья выглядят очень просто, достаточно бедно и безлико. У этого факта есть свое объяснение — на первом месте здесь находится функциональность одеяний.

Поговорим об одежде простолюдинов. Главным предметом гардероба здесь является длинная рубаха. Причем носят их как мужчины, так и женщины. Пряжу для тканей делают из таких натуральных материалов:

  • лен;
  • конопля;
  • крапива.

Тут можно вспомнить сказку Андерсена, где сестра шьет для брата рубаху из этого растения. Ситуация кардинально меняется после начала Крестовых походов. XI-XII век ученые считают временем, когда появились первые намеки на моду.

Европейское сообщество сильно преображается с начала периода Крестовых походов. Именно в это время возникает женская мода. Появляется культ женского тела. Это отображается в стремлении подчеркнуть его красоту и грациозность. Появляются декольте, платья становятся приталенными. Длинные рукава подчеркивают грацию женских рук и плавность движений. Женский образ становится нежным, воздушным и сильно контрастирует с мужской брутальностью.

Чуть позже в женской моде появляется тенденция носить неудобные вещи в угоду «красоте». На несколько веков в тренд попадают такие странные вещи:

  1. Конусообразные головные уборы, которые у некоторых достигали метра в высоту.
  2. Туфли с сильно загнутыми носками, которые нужно было подвязывать.
  3. Невероятной длины шлейфы, которые носила исключительно знать.

Огромный скачок в развитии произошел в 14 веке во Франции. Именно здесь появились первые швейные производства и научились кроить и моделировать одежду. Появились такие понятия, как вытачки и складки.

Рококо – дворцовый стиль

Рококо – это стиль аристократов, так называемого высшего общества. Стиль королей и королев. Узнать его легко.

Элементы женских образов в стиле рококо

Если пышный и богатый наряд выглядит легко, словно цветок – это, несомненно, рококо.

Зарождения стиля

Рококо впервые зародился во Франции, в начале 18 века, во время правления Людовика ХV. Изначально рококо считался стилем интерьера, но постепенно прочно вошел во все сферы жизни, в том числе и моду. То время еще называют эпохой регентства Филиппа II, герцога Орлеанского. Филипп был последователем гедонизма, и получение удовольствий было для него важнее, чем управление страной и присмотр малолетним королем.

Стиль Рококо в интерьере

То было время роскошных балов и изысканных удовольствий, и когда пышность и помпезность барокко утомила высший свет, на смену ему пришел более элегантный и легкий стиль рококо.

История названия

Термин «рококо» (фр. rococo) начали употреблять в середине XIX столетия. Изначально употреблялся, как описание способа украшения фонтанов и декоративных гротов ракушками и камушками. Название «рококо» происходит от французского слова rocaille — ракушка, декоративный камень, раковина.

Фото пример жизни в стиле Рококо

Этап 2. Формирование моды

Популяризация моды, как глобального явления, началась во Франции в XVII в., а зарождение тенденций этого процесса относится к XVI в. эпохи Высокого Возрождения в Италии. Во времена правления Людовика XIV Версаль стал законодателем моды. Король-Солнце изменил идеал мужской красоты. Галантность, пластика, умение танцевать и  музыкальное образование стали неотъемлемой частью дворянина. На смену ценности в физической силе, храбрости и рыцарским достижениям, пришли изящество, чувственность и обходительность.  Показателем идеала женской красоты того времени считались округлые формы, пышные прически и узкая талия — в гардеробе появились корсеты. Роль костюма стала настолько велика, что не щадили ни здоровья, ни денег. Так, женщины утягивали свою талию до 40 сантиметров конструкцией из китового уса, весом от 1 килограмма. Ношение корсета приводило к тому, что многие женщины падали в обморок, органы меняли свою анатомическую форму, а иногда случались даже трагедии – каркас распарывал печень. Тратились огромные суммы денег на костюмы, которые в течение месяца не должны были повторяться. Таким образом, количество дорогостоящих комплектов в гардеробе насчитывалось более тридцати. Отсюда и родилась пословица того времени: «Дворянство носит свои доходы на плечах».

Людовик XIV ввел в моду парики, трости, декольте, пышные юбки, а фаворитки становились иконами стиля для всего цивилизованного мира. Его стиль диктовался противоречивыми этапами — от легких скромных, до пуританских одеяний.  Несмотря на все обстоятельства возникновения современной системы моды, общество благодарно именно ему!

1867 – 1878

Мода на кринолин постепенно уходит. Вместо него используется кринолетт. Правда, этот вариант продолжал оставаться востребованным лишь непродолжительное время. Вскоре популярность обретает турнюр. Оба варианта способствовали увеличению объема в ягодичной области. В передней же части юбка стала существенно уже. Если с кринолеттом этот эффект был выражен слабо, то в случае с турнюром проявлялся гораздо ярче.

Рукава на нарядах существенно снижается. При этом обилие декорирующих элементов продолжает оставаться востребованным. Иногда можно встретить чрезмерно насыщенные декором варианты. При их создании использовалось чрезмерно большое количество материй, орнаментов и украшений.

Вновь востребованными становятся темные оттенки. Правда, подавляющее большинство нарядов при этом выполняется в синей палитре. Вырезы в этот период большие, зачастую обладают квадратной формой. Вновь в тренде оказываются шлейфы. Обувь при этом начинают надевать с существенно более высоким каблуком.

Что такое барокко и рококо?

Барокко (уже рассматривался ранее)— стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.

Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.

Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.

Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.


Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту

Делаем интерьер в стиле рококо

Практически любое помещение можно оформить в стиле рококо, но наиболее органично он будет смотреться в гостиной, спальне и ванной комнате, хотя не возбраняется такая обстановка интерьера в рабочем кабинете и даже в кухне.

Спальня

Кроме кровати, в спальне можно разместить кресла, стол, стулья, диван. Не обойтись в этом помещении без различных шкафов — для книг, одежды, для дорогих безделушек. Секретер или комод также прекрасно впишутся в спальный интерьер рококо.

Главное требование для мебели в спальне рококо — плавность форм. Не выходя из стиля, можно развесить на стенах большие зеркала в узорчатых рамках и старинные подсвечники. Туалетный столик — обязательный предмет спальни рококо. На стенах уютно будут чувствовать себя картины в позолоченных рамках и старинные гобелены.

Цветовое оформление необходимо сделать в традиционном варианте: бежевый тон с позолотой или нежно-голубой с элементами бронзы и др. На полу могут быть уютные натуральные ковры и коврики с красивым орнаментом.

Гостиная

Оформление этого помещения даёт большой простор для проявления всех преимуществ стиля рококо:

  • лепнина на потолке и стенах;
  • позолота;
  • тяжёлые портьеры с драпировкой;
  • мебель с изогнутыми ножками;
  • небольшие пуфики и диванчики;
  • массивная многоярусная люстра из хрусталя;
  • длинные чехлы на предметах мебели;
  • канделябры на стенах.

Цветовое решение — без яркости и броскости, в пастельных тонах. Желательно использование позолоты или бронзы. Роскошь, шик, подчёркнутое богатство — должны прослеживаться во всех элементах интерьера.

Кухня

В оформлении кухни в стиле рококо можно столкнуться с проблемой непрактичности и неприменимости некоторых материалов и цветовых решений для этого помещения, связанного с готовкой и вытекающими из этого нюансами.

Не стоит брать для кухни рококо дешёвые материалы — ламинат, линолеум — лучше воспользоваться керамоплиткой с имитацией мрамора или паркетом из белёного дуба.

Под обеденным столом можно уютно расположить ковёр с мягким ворсом, а сам стол вынести из рабочей зоны, поместив его в столовой или гостиной. На столе будут уместны наборы скатерти с салфетками, вышитые в тон всей обстановке.

Мебельные гарнитуры лучше всего выбирать с соответствующей декоративной отделкой: витражами, росписью, резьбой и небольшой лепниной. Колоннады и арки в уменьшённом виде также могут стать частью мебели кухни в стиле рококо.

Ванная

Отличное место для приложения стиля рококо — ванная комната. Отделочные материалы здесь могут быть более насыщенной цветовой палитры. Обои, керамическая плитка, влагостойкая штукатурка с нанесёнными причудливыми узорами вполне подойдут для такого оформления ванной.

Саму ванну, как главный предмет этого помещения, можно разместить посередине, сделав на ней ещё больший акцент. У ванны могут быть изогнутые ножки, канделябры, фрагменты вылепленных цветов. Интересный вариант, не без доли самоиронии — балдахин над ванной или хрустальная массивная люстра по центру этого помещения.

Лоджия

Если все помещения квартиры оформлены в стиле рококо, то и лоджия не должна оставаться в стороне от этого процесса. Чтобы балкон или лоджия гармонировали со всей остальной обстановкой жилища, нужно постараться изменить функциональное назначение этого помещения. Конечно, нелепо будет выглядеть бельё на верёвке в окружении лепнины, позолоты и другой роскоши, присущей рококо.

Диваны с множеством подушек, светлые стены, оклеенные обоями, лепнина, небольшой изящный обеденный столик помогут сделать это место уютным и тёплым. Здесь можно будет посидеть в семейном кругу или принять небольшое количество гостей.

Рабочий кабинет

Место для работы можно оформить, используя основные моменты стиля рококо. Стены можно обить деревянными панелями из дорогих пород древесины (буазери), их же можно использовать для отделки шкафов, оконных рам.

Не стоит перегружать пространство излишней роскошью и количеством аксессуаров, ведь это место предназначено для работы и должно способствовать настрою его обитателей на серьёзный лад.

Современное направление в одежде

Основные отделочные материалы в платьях и других нарядах стиля рококо — это кружевные детали, камни и бусины. Главная роль отведена фактурам материалов и их оттенкам. Черные, золотые, синие с серебряными, табачные, шоколадные оттенки смотрятся элегантно и дорого. Композиции нарядов, украшенные золотыми нитками, выглядят роскошно.

Ткани нарядов расшиваются также стразами, что сразу же привлекает внимание к себе, это демонстрируем нежность и женственность. Орнаменты и необычные узоры привносят еще большую торжественность женским образам.. Внимание к образу женщины привлекается сразу же, когда смотришь на объемные цветы и красивые кружева

В современных тенденциях создаются стильные орнаменты из цветов и листьев. Актуальны также такие материалы как бархат и парча, что очень схоже со стилем барокко. В кристаллах и камнях владелица шикарного платья ощущает себя настоящей принцессой или королевой. Сегодня модельеры из стразов, бусин и кристаллов воплощают нестандартные узоры, привнося в образ торжественности и оригинальности.

Внимание к образу женщины привлекается сразу же, когда смотришь на объемные цветы и красивые кружева. В современных тенденциях создаются стильные орнаменты из цветов и листьев

Актуальны также такие материалы как бархат и парча, что очень схоже со стилем барокко. В кристаллах и камнях владелица шикарного платья ощущает себя настоящей принцессой или королевой. Сегодня модельеры из стразов, бусин и кристаллов воплощают нестандартные узоры, привнося в образ торжественности и оригинальности.

Раньше в королевских одеяниях наблюдались коротенькие накидки, кружева и банты. Сегодня дизайнеры также воплотили в образ девушки данные составляющие.

Платья в стиле рококо напоминают свадебные наряды и высокие торты, настолько они восхитительны и красивы. Стиль 18 века доминирует и превосходит во многом традиционные модели. Как гласит история развития моды и культуры, направление рококо стало популярным благодаря привлекательности, легкости и пышности. Каждый год модельеры представляют новые коллекции женской одежды в стиле рококо, это направление стремительно развивается и становится все более популярным.

Будьте красивыми и стильными, и обязательно привносите в современные образы тенденции прошлого!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: