Архитектура Ренессанса: в чем отличие от Средневековья?
Изобразительное искусство Ренессанса имеет яркие признаки, однозначно отличающие их от готической эпохи. Возвращение античных традиций привело к появлению светских, не религиозных сюжетов в искусстве. Вернулось изображение обнаженной натуры, вошли в моду портреты конкретных людей. Начался расцвет естественных наук. Знание, достигнутое логическим рассуждением и экспериментом, объявлялось не менее ценным, чем содержание религиозных книг.
Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре? Сделать это непросто по нескольким причинам.
Создания шедевров архитектуры – длительный процесс, он не считается с границами эпох. Дворец Дожей в Венеции строился с 1309 до 1424 года, и потом более века его достраивали и украшали. Этот шедевр архитектуры относится к Средневековью, хотя его строительство завершилось во время Ренессанса. Нередко строительство готических храмов растягивалось на два, три века; начатое в 13 веке завершалось в 15 или 16 веках.
Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции. Архитектор Филиппо Календарио.
Архитектура Средневековья – одно из величайших достояний культуры человечества, созданные в эту эпоху шедевры достойны восхищения, их трудно превзойти. В чем же заключается отличие эпохи Возрождения, было ли это шагом вперед или откатом назад?
В чисто архитектурном плане, никаких революций не произошло с наступлением новой эпохи. В сложном и ответственном искусстве зодчества сохранялась преемственность. Различия эпох коснулись социальных и личностных аспектов.
Во-первых, во времена Возрождения выдающиеся архитектурные проекты создаются для светских зданий, а не только для храмов. Первым архитектурным шедевром эпохи Возрождения стал Оспедале дельи Инноченти, или Воспитательный дом во Флоренции, имевший также название Приют невинных. Здание приюта было построено в рамках благотворительной акции, которую финансировали богатые флорентийские купцы. Архитектурный проект разработал Филиппо Брунеллески.
Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески.
«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.
Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания; автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено. Постройка соразмерна росту человека, не подавляет величием, как готические соборы, и не угнетает мрачностью и аскетизмом, как жилища бедняков, хотя построена для спасения бедных и обездоленных беспризорных детей. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру.
Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога, исполнителем его воли, и произведения искусства отчуждались от авторов. На иконы, скульптуры, архитектурные шедевры никто не мог предъявить авторских прав: творцы обязаны были сохранять анонимность. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок, и все это выполнялось анонимными авторами. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.
Наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:
- Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
- Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
- Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в Риме.
- Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство.
Флоренция — достопримечательности
Флоренция – колыбель эпохи Возрождения
Рубрика: Флоренция
Флоренция — один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, который с удовольствием посещают туристы. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенным пунктам страны, где сохранились бесценные исторические и архитектурные памятники. Флоренция подарила миру таких великих деятелей как Леонардо да Винчи и Галилей, Данте и Микеланджело, а местный говор со временем стал основой итальянского литературного языка. Город по праву гордится тем, что именно его мыслители дали зеленый свет эпохе Возрождения, а именем знаменитого земляка, мореплавателя Америго Веспуччи был назван целый материк – Америка.
Тенденции причесок эпохи Возрождения 15-16 века
Данная эпоха приносит в мир совершенно другие ценности. Строгое следование религиозным догмам отходит на второй план. Жизнь становится свободней и радостней. Девушки и женщины хотят быть непохожими на остальных, выделяться на фоне обычной толпы, поэтому история прически приобретает другое направление. Яркие образы, всевозможные аксессуары, а также легкий макияж становятся обычной нормой того столетия.
Происходит полный переворот мировоззрения, человек стремится соответствовать эталонам красоты античного времени. В моду входит тенденция на светлые волосы, это считается роскошью и признаком «голубых кровей». Многие использовали химические смеси для осветления либо просто часами находились под солнцем, ожидая результата.
Прически делали разные, но всегда выделяли высокий лоб. Многие с этой целью выбривали часть волос, чтобы увеличить его размер.
Считалось, что чем выше и затейливее прическа, тем более высокий статус имеет женщина. Образы подчеркивают дорогие заколки и диадемы из драгоценных камней и золота.
Интересно о модном. Женские головные уборы и прически Эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения. Ренессанс многолик и разнообразен в странах Европы. А что же женские головные уборы? Как украшали свои головки женщины в эту прекрасную эпоху?
Самые необычные головные уборы в Англии. Проиллюстрировать их нам помогут женщины Генриха VIII. Посмотрите, какой интересный геометрический головной убор – гейбл, напоминающий домик. Довольно продолжительное время он был очень популярным и самым достойным украшением женщины. Его выбирали и королевские особы, в том числе и Екатерина Арагонская – 1-я жена Генриха VIII.
Бабушка, мать, первая и третья жены Генриха VIII
Вторая жена Генриха, самая известная – Анна Болейн, очевидно, хотела отличаться от своих предшественниц. На портрете мы видим головной убор арсель.
Неизвестный художник. Анна Болейн. 1533-1536 гг.
Все последующие жены Генриха (а их было 6) носили гейблы и арсели.
Из Испании в современную моду перекочевала, конечно же, женская беретка – испанский ток. Посмотрите, как изысканно эти головные уборы были украшены, придавая женщине роста и шика. Интересно, что испанский ток перекочевал в другие страны Европы, и носился как женский, так и мужской головной убор.
Пантоха де ла Круз. Елизавета Валуа (1545-1568) — жена Филиппа II.
Приглянулся этот головной убор и немецким модницам Ренессанса. В Германии эпохи Возрождения особым шиком считалось украсить свой головной убор перьями.
В Италии эпохи раннего Возрождения в женских прическах популярны были ленточки, упорядочивающие волосы, но не нарушающие природную красоту волос. Ведь итальянцы в этот период были за естественность.
На мой взгляд, именно этот итальянский головной убор мог стать вдохновением для причесок субкультуры хиппи.
Джованни Больтраффио. Портрет молодой женщины.
Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, ок. 1490 г.
Также итальянки носили прелестным образом скрученные косы. В моде в очередной раз были блондинки. И те, кого природа одарила золотыми локонами, с гордостью их демонстрировали.
Антонио Поллайоло. Женский портрет
Пьеро делла Франческо. Портрет Баттисты Сфорца 1465-66 гг. фрагмент.
Помните прическу принцессы Леи из «Звездных войн»? Косы, скрученные кольцами по бокам, очевидно, были навеяны эпохой Возрождения.
Те дамы, чей цвет волос был далек от идеала, обесцвечивали волосы, в том числе, и на солнце с помощью специальных шляп без дна, называемых соланы.
Волосы итальянских модниц также часто были покрыты сеточками для волос, с вкраплениями жемчужин и других украшений.
Амброджо де Предис. Женский портрет
Интересны также итальянские женские головные уборы в период Высокого Возрождения на манер тюрбанов. Их называли бальцо (бальзо), они были на жесткой каркасной основе.
Тициан. Изабелла д Эсте. 1534-36 гг.
Бальзо варьировались по размеру, иногда напоминая современные ободки, иногда приближаясь по форме к английским арселям.
Бронзино. Молодая женщина с мальчиком. до 1572 г.
Во Франции особым шиком считалась прическа, когда передние локоны накручены на каркас или валик в виде сердца.
Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции.
Эта прическа, так или иначе, повторялась во многих странах Европы.
Роберт Пик. Лэди Рейнел. 1595г.
Клуэ. Маделина ле Клерк да Трембл. 1570 г.
Что же сегодня в прическах мы используем из моды Ренессанса?
Конечно же, объемные ободки, которые напоминают нам многие головные уборы той эпохи. Посмотрите, как носят их современные модницы:
Блоггер JankaPolliani. Сентябрь 2021. Копенгаген
Ну чем не современная Анна Болейн?
Прекрасной осени 2021!
Материал подготовлен специально для irkfashion.ru искусствоведом, преподавателем школы Ecole-irk.ru Ольгой Стрекаловской @olga_strekalovskaya
Искусство итальянского Возрождения
Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.
Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.
Л. да Винчи. Автопортрет
Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.
С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».
Микеланджело. Купол собора Св. Петра
Микеланджело. Оплакивание Христа
Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла
Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.
Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».
Рафаэль. Сикстинская мадонна
Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.
Тициан. Автопортрет
К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.
Византийское возрождение
Венеция не имела истории как древнеримское поселение, поскольку она была основана на грязевых отмелях в Венецианская лагуна после падение Византийской империи. Венецианцы любили утверждать, что отсутствие какого-либо языческого загрязнения в их истории придавало их христианству особую «чистоту, законность и непорочность». Но история города долгое время была тесно связана с Византийской империей, и ссылки на Византийская архитектура считались подходящими для духа самобытности города. Это можно увидеть в интерьере Сан-Сальвадор, над которым работали несколько архитекторов. Началось в 1508 году, вскоре после Базилика Святого Петра в Риме, среди прочего, эта большая церковь с интерьером, основанным на Греческие кресты представлял венецианский ответ на римское возрождение.
Венецианское здание
Якопо Сансовинос Палаццо Корнер делла Ка ‘Гранде, заменив сгоревшее в 1532 году здание. Сравните гораздо более простые стороны.
Венеция построена на аллювиальной грязи, и большинство зданий в городе поддерживалось (и в основном все еще поддерживается) большим количеством . Над каменной платформой, сидящей на них, обычный строительный материал — кирпич, хотя фасады эпохи Возрождения обычно облицовывались Истрийский камень, штраф известняк это не совсем мрамор, хотя его часто называют так. Это пришло по морю из карьеров в Истрия в терраферма, Сейчас в Хорватия. У него также было то преимущество, что он намного лучше, чем мрамор, противостоял соли в прибрежном воздухе и наводнениям. Для контраста часто использовались другие камни разных цветов, особенно красный камень из Верона. Марморино или же кокциопесто лепнина, сделанный из измельченного известняка, кирпича и фрагментов терракоты, был типичной отделкой внутренних стен, а иногда и экстерьера.
Плоские потолки, поддерживаемые деревянными балками, были предпочтительнее сводов, которые могли треснуть, когда здание осело на свайном фундаменте. Обычно два слоя половиц, расположенных под прямым углом друг к другу, располагались на балки. Разные породы дерева использовались для разных целей, и к периоду Возрождения леса на ближайших материковых территориях иссякли, а стоимость древесины значительно выросла. Самобытный и очень большой венецианский дымоходы, с терракота покрытые верхом в виде перевернутого конуса, были разработаны для предотвращения утечки опасных искр и возникновения пожара.
Палаццо Дарио, 1480-е гг., С характерными венецианскими каминами
Главный город уже был в значительной степени застроен, а в центре были плотно набиты здания; это ясно показано Якопо де Барбариогромный гравюра на дереве Вид на Венецию с возвышенным видом на город 1500 г. Большинство величественных зданий эпохи Возрождения были заменены, и они должны были вписаться в существующие границы участка. Из-за того, что здания были плотно упакованы, Венеция была даже более подвержена пожарам, чем другие итальянские городские центры, что создавало потребность во многих новых зданиях. В частности Риальто район был почти разрушен в 1514 г., и Дворец Дожей Были сильные пожары в 1483, 1547 и 1577 годах, хотя готические внешние фасады сохранились. Почти постоянно оживленная строительная деятельность в Венеции означала, что квалифицированных рабочих было много. Несмотря на это, на отделку крупных зданий часто уходило от десяти до двадцати лет и более.
В отличие от дворцов или домов богатых семей в других городах Италии, защита не была главной заботой венецианских дворцов, которые в любом случае часто имели «рвы» с некоторых сторон. Многолюдный центр города поощрял строительство высоко по стандартам того периода, и основной доступ для света часто происходил с переднего фасада, который, как правило, имеет больше и больше окон, чем дворцы в других местах. Нередко было добавление дополнительных этажей к старым зданиям. Население города, которое к 1300 году достигло шестизначного числа, достигло своего небывалого пика, составляя около 190 000 человек, прежде чем ужасная чума 1575–1577 годов унесла жизни около трети людей (включая пожилых людей). Тициан и его сын).
Наука
Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.
Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.
Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.
Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.
Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:
- Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.
Французские образы
На Францию значительно повлияли итальянские идеалы красоты. В приоритете у мужчин были короткие прически, до плеч с мелкими локонами или крупными кудрями. Короткая стрижка с завивкой стала культовой во Франции XVI века из-за прихода к власти короля Генриха IV, который очень любил такой тип прически.
В духовенстве распространились прически с выстриженной макушкой — тонзурой, которые дополнялись бородами с сединой. Именно наличие седины считалось высшим проявлением стиля.
Среди французских дам также ощутимо было веянье Италии, многие из них стремились к массивным, многоуровневым прическам с разноплановыми кудрями. Также используются парики разной цветовой гаммы, причем их активно применяют и женщины, и мужчины.
архитектура
черты
Отсрочка с готическим стилем
Идеи архитекторов эпохи Возрождения шли вразрез с готическими идеями создания конструкций с высоким уровнем сложности их дизайна и большой высоты..
Вместо этого они цеплялись за классические идеи создания чистых конструкций, которые были бы максимально простыми. Это привело к созданию округлой архитектуры.
причины
Экстерьер зданий эпохи Возрождения раньше украшали классические мотивы, такие как колонны и арки..
Чтобы создать эти мотивы, внешность раньше была довольно плоской, служа своего рода холстом, который можно будет украсить позже. На этих поверхностях были четко отражены идеи древнего традиционного искусства..
здания
Наиболее распространенными зданиями того времени были церкви, городские особняки и эксклюзивные особняки в сельской местности. Многие из самых известных дизайнов архитектуры эпохи Возрождения были созданы итальянским художником Палладио.
представители
Брунеллески
Этот автор признан одним из самых важных архитекторов в истории, кроме того, считается первым инженером современной эпохи.
Он был одним из отцов-основателей эпохи Возрождения и одним из первых художников, которые стали планировщиками и строителями своих собственных работ..
Это признано главным образом для разработки техники, способной с предельной эффективностью представлять линейную перспективу, распространенную в эпоху Возрождения..
Альберти
Альберти называют образцовым человеком эпохи Возрождения. Он привносил разные идеи в разные гуманистические области, дополняя друг друга, создавая уникальный стиль того времени..
Его обычно признают за его работу над архитектурными фасадами, так как это была область, в которой он наиболее выделялся.
шпагат
Донато Браманте был первым архитектором, который представил художественный стиль архитектуры эпохи Возрождения в Милане, в дополнение к стилю последнего периода эпохи Возрождения в Риме. Он даже разработал Базилику Сан-Педро, работу, которую Микеланджело позже выполнил.
Антонио да Сангалло
Сангалло создал одно из самых важных произведений эпохи Возрождения в Италии; на самом деле, он признан в основном за создание Палаццо Фарнезе, здание, где жила престижная семья Фарнезе.
Сангалло был одним из главных учеников Браманте, и его архитектура находилась под влиянием этого художника.
Palladio
Андреа Палладио был архитектором, который эволюционировал в эпоху Возрождения Венеции. Влияние, которое он имел на древнеримское и греческое искусство, сделало его одной из самых важных фигур в истории архитектуры..
завод
-Собор Флоренции, Ди Камбио и Брунеллески, 1436.
-Базилика Сан-Педро, Браманте, Мигеля Анхеля, Мадерно и Бернини, 1626 г..
-Дворец Фарнезе, Антонио да Сангалло, 1534.
-Ротонда, Палладио, 1592.
-Базилика Сан-Лоренцо, Брунеллески, Микеланджело, 1470.
Возрождение
В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся», — писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…
Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа), на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.
Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).