Дамы эпохи — из истории женской моды . часть 1

Основные стили в женской моде 19 века

Викторианский стиль

В 1837 году к власти в Англии приходит королева Виктория. Ее правление продлилось более 50 лет. Викторианская эпоха оставила заметный след в женской моде этого периода. Фасоны и силуэты нарядов викторианской Англии отличались своей легкостью и элегантность. Они были призваны служить олицетворением благородства и женственности.

Стиль ампир

Этот стиль получил широкое распространение после Великой французской революции. Женские платья в стиле ампир отличались отсутствием корсета и панье, которые в прошлых веках были обязательным элементом каждого наряда. В это время в моду вошли свободные силуэты, а также легкие струящиеся ткани.

Романтический стиль

Платья эпохи ампир в 20-х годах 19 века начинают терять свою популярность. На смену им приходит романтический стиль

В этот период корсет снова выступает важной деталью женского наряда, кроме того платья становятся короче, открывая щиколотку

Стиль 1830-1840-х годов

В этот период из моды выходят пышные рукава, а силуэты женских нарядов приобретают все более простые формы. Кроме того, к средине 19 века появляется так называемый кринолин – это нижняя юбка с обручами, которые были выполнены в форме «клетки». Эти обручи изготавливались из стали или китового уса.

Модерн

1890 года отмечены началом эпохи модерн. В это время широкой популярностью среди женщин пользовался S-образный силуэт.

Разновидности нарядов с учетом случая

Одежда 19 века отличается не только с учетом периода. В зависимости от случая модницы облачались в разные наряды. Среди основных их разновидностей при этом можно выделить следующие:

утренние. Для завтрака женщины выбирали простые модели, выполненные из гладкой материи. Рукава на них были длинными. Наряд выполнялся в сдержанных тонах. Дома девушки предпочитали носить простые платьица с запахом, оснащенные пояском и карманами;

бальные. Одежда создавалась поистине роскошная и неординарная. При ее пошиве применялись дорогостоящие ткани. Например, муар, бархат, поплин, тафта, шелковая и атласная материя. Уместны были как матовые, так и блестящие, но обязательно однотонные варианты. Наряд обязательно дополнялся веером, перчатками и обувью, оснащенной каблуком;

свадебные. Как правило, создавались в стилистическом направлении ампир и обладали неброским цветом. Талия была завышенной, рукава укороченными, а зона декольте достаточно глубокой. Атласные наряды сверху покрывались прозрачной тканью;

зимние. Носить их принято было на прогулках и в домашней обстановке. Для пошива применялась шерстяная ткань. Декорировалась одежда с помощью меха и вышивки. При пошиве чаще всего применялись драдедам, кастор, бареж, меринос и люкзор;

провинциальные. Девушки, проживающие в провинции, отдавали предпочтение изделиям с минимальным количеством декора. Стоимость их была существенно ниже, чем нарядов городских модниц. При пошиве использовались, как правило, хлопковые, льняные и шерстяные ткани;

для поездки в экипаже. Одежда, которая была предназначена для этих целей, обладала свободным кроем и отличалась максимальной практичностью. Длина ее была короче стандартных вариантов. За счет этого девушке гораздо легче было сесть в карету и выйти из нее. Кроме того, наряд во время путешествия не пачкался.

Платья в стиле 19 века отличаются многообразием и неординарностью. За это столетие мода неоднократно менялась, появлялись постоянно новые модели женских нарядов. Определенные детали таких одеяний остаются востребованными по сей день. Например, кринолин продолжает использоваться в свадебной моде, но уже в несколько видоизмененном виде. Он стал гораздо удобнее и легче. Также сейчас находятся в тренде изделия с оголенными плечами, откровенными декольте, уместны корсеты. При применении модных в то время элементов, даже сейчас модельерам удается создать элегантные, женственные предметы гардероба.

1828 – 1838

В этот период отмечается завершение эпохи ампира. Правда, уклон все еще делается на женственность и утонченность. Среди дам становятся популярны пышные наряды. Правда, длина их становится меньше и достигает щиколотки. Востребованными оказываются рукава-буфы, позволяющие подчеркнуть изящную шею и плечи.

Популярность обретает женское платье с оголенными плечами. Линия талии при этом остается завышенной, но уже не столь сильно, как в начале столетия. Вырезы делают скромнее. Расцветка при этом продолжает использоваться светлая. На платьях начинают использоваться кружевные элементы и рюши.

Встречайте эпоху милитари

Война была, есть и остается неотъемлемой частью человеческой истории

Поэтому время от времени дизайнеры уделяют особое внимание этому стилю одежды. Военная форма, камуфляжные расцветки тканей и строгие фасоны всегда приходят на смену небрежности и вседозволенности

Платья в подобных исполнениях завораживают:

  • оттенком хаки;
  • строгими погонами;
  • металлическими пуговицами;
  • роскошными манжетами;
  • поясом со сверкающей стальной пластиной;
  • большими накладными карманами.

Отличием таких моделей станет лаконичный крой либо грубый фасон. Массивные плечи превратят изящных девушек в настоящих титанов. Только короткая длина оставит место для женственности и сексапильности.

Вместе с тем модельеры стремятся внести свою изюминку в каждый модный тренд. Поэтому классический воротник кутюрье смело заменят образцом с отворотом, а клапанам на карманах придадут более фантазийную форму.

Зарождение

История модной иллюстрации насчитывает более 500 лет, её прародителями считаются гравюры, появившиеся в XVI веке. На них изображались представители различных слоев населения в характерных костюмах. Ярким примером могут быть работы итальянского художника Чезаре Вечеллио.

Иллюстрация Чезаре Вечеллио

Однако детально прорисованные изображения с сюжетом и композицией стали появляться в середине XVII столетия. Именно в это время во Франции, центре мировой моды, стали выпускать первые модные журналы (le nouveau mercure galant). На рисунках можно было увидеть дам и кавалеров галантного века в роскошных и дорогих туалетах. Каждое изображение снабжалось подробным описанием наряда (цвета, отделка, материалы), а также адресами поставщиков и магазинов, где все это можно было приобрести.

Иллюстрация XVII века

В XIX веке модные изображения приобрели новые стандарты. Теперь работали акварелью, которая отлично передавала нежное переплетение кружева, блеск шелка, атмосферу легкости и воздушности, а также молочную белизну кожи романтичной барышни того времени.

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Иллюстрация XIX века

Мода 19 века в России

Мода 19 века в России подвергалась неоднократным изменениям на протяжении всего времени. В начале столетия девушкам мода диктовала носить наряды без корсетов, а начиная с 20-х годов эта деталь гардероба стала обязательной. В обязательном порядке у дамы должны были присутствовать перчатки, сумочка и веер. Дамам не позволялось выходить в общество без прически и украшений. Женское платье в России в 19 веке было прямоугольного силуэта с завышенной талией. Под платьями были накрахмаленные юбки, придавая нижней части объема и пышности. Конец 19 века разрешает делать юбку короче, которая теперь напоминает колокол. Спустя какое-то время возвратилась мода допетровских времен, так называемый стиль «а-ля рюс». Женщины в этот период использовали простой наряд без добавления какого-либо декора.

Женские платья 19 века

До 1815 года в мире моды господствовал стиль ампир. Его главным содержанием была ориентация на античную моду. В это время модницы отдавали предпочтение платьям прямого покроя. Талия нарядов была завышена (под грудью), а корсет не использовался. Рукава, как правило, были короткими и в форме фонарика. Особой популярностью среди дам пользовались шали, которые служили прекрасным дополнением к вечернему наряду.

После 1815 года в моду вновь возвращаются корсеты. При этом талия в наряде остается завышенной. В то же время, юбка становится короче. К 1825 году широкую популярность завоевала юбка в виде неширокого колокола.

К 1830 году дамы отказываются от завышенной талии. При этом предпочтение отдается нарядам с открытой линией плеч и спущенными широкими рукавами. Юбка в виде неширокого колокола отходит на задний план. В этот период в моде был многослойный низ платья длиной до косточки.

Изобретение новых материалов в средине 19 века буквально перевернуло мир моды. Нижние юбки стали изготовляться с использованием обручей из стали, китового уса или конского волоса и получили название «кринолин». В связи с этим юбки становятся еще пышнее и шире. Верх оставался прежним – максимально утягивающий талию корсет.

В 70-80 гг. в моду входят высокие стройные силуэты. Кардинально меняется низ женских нарядов. Верх платья плотно охватывал талии до средины бедер. Затем начиналась юбка, которая подбиралась сзади и драпировалась. Под эту конструкцию, которая получила название «турнюр», помещали подушку или специальный металлический каркас.

В конце века ощутимое влияние на женскую моду оказывала новая эпоха – модерн. В этот период широкой популярностью пользовались наряды S-силуэта. Такой силуэт достигался с помощью специального корсета, который сильно стягивал талию и бедра и расширялся к низу. К подолу юбку в конце века стали пришивать пышные оборки.

Ткани и цвета

  • В период главенства стиля ампир женские наряды шились преимущественно из хлопка, шелка, атласа, льна. Эти ткани комбинировались и с другими материалами. Например, кашемиром, муслином, плисом, крепом и т.д. Бальные парадные платья, как правило, были декорированы изящной вышивкой. В это время для женских нарядов предпочтительными были светлые оттенки: белый, кремовый, бежевый, цвет слоновой кости, голубой, розовый.
  • Во второй четверти 19 века наряды изготавливались из шелка, атласа, хлопка, шерсти. Особой популярностью пользовался шерстяной батист. В это время белые и пастельные платья выходят из моды. Им на смену приходят яркие оттенки – красные, золотые, коричневые. Модницы предпочитали наряды с рисунком и отделкой. Самыми популярными принтами в это время были: горошек, полосы, цветы, клетка, персидский узор.
  • В третьей четверти века бальные наряды шились преимущественно из шелка, тафты, атласа, бархата. При этом в моде остаются насыщенные оттенки, но ткани чаще всего используются однотонные и без пестрых рисунков.
  • В конце века самым популярным материалом для парадных изделий становится разрезной бархат. Активно использовался и восточный шелк.

Расцвет

На рубеже XIX-XX столетий модная иллюстрация переживает подъем. Имена художников теперь известны не меньше, чем самих модельеров. Отдельного внимания заслуживает американец Чарльз Дана Гибсон. Он создал особый образ роскошной и загадочной красавицы, Gibson Girl, которому подражали дамы во всем мире. Однако настоящий расцвет наступает с началом 1910-х годов.

Иллюстрация Чарльза Гибсона

Иллюстрация Чарльза Гибсона

Немалое влияние на моду того периода оказал гениальный Леон Бакст. Его костюмы для балетов «Русских сезонов» Дягилева покорили и очаровали Париж. Создатели французской, а, соответственно, и мировой моды копировали его шаровары и тюрбаны, освободили дам от корсетов и ввели моду на роскошные и прозрачные ткани. Творения Бакста полны экспрессии, лёгкости, прозрачности и движения.

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

Иллюстрация Леона Бакста

О революционных переменах в мире моды, происходивших в первую половину прошлого столетия публика узнавала благодаря талантам Романа Тыртова или Эрте и Жоржа Лепапа. Эрте, наш соотечественник, работал с Harper’s Bazaar, Vogue и Cosmopolitan. Лепап также создавал обложки для модных изданий и применял различные цветовые и декоративные решения.

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Эрте

Иллюстрация Жоржа Лепапа

Иллюстрация Жоржа Лепапа

Работы американца Джозефа Кристиана Лейендекера по сути являются законченными картинами, где вписаны модные мотивы времени. Но уже с 30-х годов иллюстрацию в журналах начала вытеснять фотография.

Иллюстрация Джозефа Кристиана Лейендекера

Иллюстрация Джозефа Кристиана Лейендекера

1878 – 1891

Турнюры обретают максимальную популярность. Они применяются даже в детской одежде. Силуэт становится строгим, максимально вытянутым и узким в передней части. Юбка при этом нередко сужается чрезмерно сильно. Сзади же турнюр, напротив, увеличивается в размерах.

Платье уже не предполагает открытие плеч, наличие короткого рукава и откровенной зоны декольте. Такой вариант уместен лишь в случае с вечерними нарядами. В повседневной жизни девушки максимально прикрывают тело. Закрытыми оказываются все участки от подбородка до кистей рук. При этом вновь в тренде оказывается темная палитра оттенков.

Платья 19 века для разных случаев

Женщины XIX столетия любили менять наряды много раз в течение дня.

 Утренние – дамы спускались завтракать в простом наряде из гладкого материала. Он был с длинными рукавами, сдержанных цветов. Дома носилось простое платье с запахом, карманами и поясом.

 Бальные – великолепные и роскошные наряды шили из дорогих материалов: тафта, шелк, поплин, атлас, бархат и муар. Цвет мог быть матовым, однотонным либо блестящим. Платье для балов дополняли перчатками, обувью на каблуке и веерами.

 Свадебные – выполнялись в стиле ампир. Как правило, они были неброских оттенков. Шили наряд невесты с завышенной талией, глубоким декольте и укороченными рукавами. Платье  из атласа сверху прикрывался прозрачной материей.

 Зимние – их носили дома и для прогулок. Наряд выполняли из шерстяного материала, украшали вышивками и мехом. В основном модели шили из люкзора, мериноса, барежа, кастора и драдедама.

 Для провинциалок – женщины из провинции носили менее декорированные и недорогие наряды. Платья шили из шерсти, льна либо хлопка.

 Для поездок в экипажах –  платье, предназначенное для таких целей, было свободным и практичным. Его шили короче обычного, чтобы женщина могла легко садиться и выходить из кареты, а также, чтобы оно не пачкалось в путешествии.

Посмотрите, как выглядели наряды из прошлого на фото. Как вы находите представленные модели? 

1891 – 1901

Для конца 19 века характерен выход из моды турнюров. Вместо них начинают повсеместно использоваться юбочки-колокольчики, которые свободно ниспадают и расширяются в нижней части. Можно предположить, что для многих знатных дам, долгие годы носивших турнюры, такие перемены стали явным удивлением. Ведь даже без них удавалось создать изящные, элегантные и невероятно женственные образы.

Правда, в этот период популярность начинать не менее диковатые элементы. Рукава начинают создавать в стиле так называемой бараньей ножки. В области плеч они максимально широкие и сужаются в районе локтя.

Декорирующих элементов уже используется существенно меньше. В начале этого десятилетия корсет все еще затягивается туго, но к концу столетия и этот тренд уже становится менее актуален.

Модная иллюстрация исчезла?

Вовсе нет. В наши дни блестящих талантов среди художников-иллюстраторов немало. Рубен Толедо, сотрудничающий с Vogue, Жюли Верховен, работавшая со многими дизайнерами и модными Домами, Мэтс Густафсон, ставший автором многих рекламных кампаний, или Дэвид Даунтаун, которого прозвали «новым Грюо», и многие другие. Цифровые технологии и компьютерная графики немало повлияли на fashion-иллюстрацию, именно поэтому здесь можно найти множество всевозможных стилей, техник и направлений. Однако живые линии будут существовать вечно, особенно в наш век машин, компьютеров и суперсовременных технологий, когда такие творения являются глотком свежего воздуха.

Иллюстрация Рубена Толедо

Иллюстрация Рубена Толедо

Иллюстрация Жюли Верховен

Иллюстрация Мэтса Густафсона

Иллюстрация Мэтса Густафсона

Текст: Александра Новикова

Мужская одежда раннего Средневековья

В этот период мужчины также облачались в две туники (камизу и котт). Камиза изготавливалась из цельнокроенной ткани и имела удлиненные рукава, а туника котт производилась из дорогих материалов и имела более короткие рукава или вообще не имела таковых, она всегда подпоясывалась.

В начале Средневековья мужчины носили короткие рубашки, туники, а в середине девятого века в моду вошли длинные туники, почти до земли. Короткие туники оставались прерогативой лишь юношей и простолюдинов.

В качестве верхней одежды мужчины в эпоху Средневековья также использовали полукруглый плащ, который имел застежку на правом плече.

1851 – 1867

В середине 19 века платья носят с кринолином и шалями в восточном стиле. Светлые оттенки оказываются практически невостребованными. Зато популярность обретает полосатый и клетчатый принт. Однотонные модели создают преимущественно в темных тонах. Белоснежные варианты выбирают исключительно для свадебных торжеств.

Платье в этот период начинает украшаться многочисленными рюшами. Актуальным становится декор в виде цветов и кружева. Также отмечается наличие бахромы.

В начале шестидесятых годов отмечается пик популярности кринолина. Диаметр подола при этом иногда достигает 1,8 метров. Подъюбники становятся востребованы далеко не только среди знатных там. Кринолин используют даже женщины, которые обеспечены лишь в незначительной мере.

В середине шестидесятых годов старинное платье оснащается сменным лифом. В течение дня используется закрытый вариант, а вечером сменяется моделью с оголенными руками и плечами. Юбка при этом остается неизменной. Дополняется образ с помощью компактных шляпок. Они приходят на смену объемным головным уборам.

Платья 19 века

19 век – это период борьбы разных направлений, переломное время в сознании и культуре человека. Это эпоха становления принципов реализма, смена религиозного и мифологического восприятия утилитарным мышлением. Разумеется, эта смена нашла отражение в характере женских платьев 19 века. Так, век начинается с привлекательных античных, несколько театрализованных нарядов и заканчивается прагматичными и удобными.

В начале века происходит настоящий переворот – пышный и гротескный стиль рококо сменяется простым ампиром. Поэтому сложные наряды заменяются полупрозрачными моделями простого кроя в греческом стиле. В моде античный силуэт, напоминающий стройную колонну греческого храма. Платья начала 19 века – это легкие наряды с завышенной талией и лентой под грудью, глубоким вырезом, рукавами-фонариками, свободным подолом со складками, длиной в пол. В моде были белые, синие и красные оттенки, а также минимум косметики, отказ от париков. Наряды 19 века в стиле ампир носили с шелковыми балетками с длинными ленточками, которыми обвязывали ноги.

1820-1825 годы стали периодом «Реставрации», то есть возвращением к существующим прежде формам. Талия женского платья по-прежнему остается высокой, но постепенно ее заковывают в корсет. Юбка приобретает форму колокола, появляется металлический каркас и нижние крахмальные юбки.

С 1837 года законодательницей мод становится взошедшая на престол королева Виктория, которая очень любила красивые вещи. В моду входит романтизм, а вместе с ним – возвышенные, одухотворенные и мечтательные образы. Платья 19 века в этот период приобретают особую пышность и богатство отделки. В моде силуэт «песочные часы», создаваемый изящным корсетом, юбкой на кринолине и пышными широкими рукавами на каркасе.

К 60-м годам платья 19 века стали украшать объемными воланами, фестонами, зубцами, узорчатой каймой. Подол постепенно достигает в диаметре 2,5-3 метров. Этот период стали именовать «вторым рококо». Наряды дополнялись изящными шляпками и чепцами, перчатками, зонтиками, шнурованными ботиночками, шалями, боа, муфтами и ювелирными украшениями.

70-80-е годы 19 века ознаменованы появлением турнюра – это приспособление в виде небольшого каркаса и подушки, которую дамы подкладывали сзади под подол платья, чтобы придать фигуре пышности. В моде были стройные, высокие силуэты с пышной задней частью в области ягодиц, поэтому платья с турнюром сзади украшали рюшами, складками и драпировками.

В конце 19 века происходит активное развитие производства одежды, появляется широкий ассортимент тканей и первые Дома мод. Одежда частично теряет свою эксклюзивность, так как тиражируется в массы. В моду входят платья слегка изогнутого  S-образного силуэта. Верхняя часть немного наклонена вперед («голубиная грудь»), живот подтянут, а нижняя часть слегка отстает назад. Такие фасоны создавались с помощью специального корсета и нижней юбки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: