Кухня в стиле модерн: новая эстетика родом из прошлой эпохи

Мода 20 века. Томбои и джентльмены (1918–1929)

Мода 20 века (1918–1929)

После окончания войны, в “сумасшедшие” двадцатые годы, женская мода последовательно развивалась в сторону маскулинизации и функционализма. Прогрессивная эмансипация и влияние авангардных тенденций в искусстве (кубизм, конструктивизм) сделали тип “сорванца” (à la garçonne) или томбоя самым модным в середине 20-х годов прошлого века.

Парикмахер польского происхождения Антони Черпликовски продвигал короткие прямые волосы. Ведущий дизайнер этого периода — Г. Шанель (Коко) — женщинам, ведущим активный образ жизни, предлагала наряды с геометрическими линиями, заниженной талией и длиной чуть ниже колен: платье из двух частей — брючный костюм и костюм с пиджаком и узкой юбкой.

Она также создала неподвластное времени “маленькое черное платье” — послеобеденное простое платье из черной ткани. К маскулинизированной одежде подходила шапка, имитирующая шлем — каска (абажур), а оживляли женственные аксессуары: искусственные украшения, развевающиеся шарфы, тапочки на каблуке, украшенные аппликациями.

Только в вечерних платьях с большим вырезом на спине сохранилось восточное великолепие блестящих тканей. Подражая кинозвездам, женщины использовали яркий макияж — черные брови, темные веки и темно-красные губы.

В мужской моде доминирует образец английского джентльмена с короткой стрижкой и небольшими усиками, одетого в приталенный темный костюм с жилетом, белую рубашку с низким воротником и неброским цветным галстуком, прикрывающий голову шляпой или жестким котелком, который все еще оставался в силе. Праздничная мужская одежда была немного свободнее (без жилетки) и ярких цветов.

Растущая популярность спорта и мода на загар привели к появлению многих новых видов спортивной одежды — купальников, широких пляжных брюк и велосипедных шорт, а также коротких теннисных юбок для женщин, шерстяных жилетов, свитеров, блейзеров, лыжных штанов и коротких курток для обоих полов.

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья. В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

Скульптура и живопись

В значительной степени на развитие стиля модерна в искусстве живописи и скульптуры повлиял символизм. Традиционные формы 19-го века сменялись новейшими течениями европейских стран. Панно и картины в стиле модерн представляли собой элементы декорирования помещений, что вносило в общую композицию новизну эмоциональной окраски. Благодаря этому основной отличительной чертой живописи стала декоративность.

На первом плане находились преимущественно лица и фигуры, выполненные с особой четкостью. Для картин также характерны «ковровые фоны» с орнаментами и сочетание условностей декоративного характера (М.А. Врубель, Г. Климт). Широта цветовых плоскостей наблюдается в работах Э. Мунка и Л.С. Бакста. Работы Бенуа и Врубеля отличаются четкими линиями и нюансами, что придавало живописи стиля модерн выразительность.

В композициях картин использовались идеи на тематику смерти, мировой скорби, а также эротизма. Значительное распространение получили работы Густава Климта, который обращался на своих полотнах к миру легенд, снов, и сказок.

Скульптурные творения эпохи модерна отличаются динамикой композиций и рельефностью форм. Наблюдается гармоничное взаимодействие хрупких и массивных линий, а также силуэтов разных размеров. На фото показаны черты модерна на примере скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.

Выбор цветовой палитры

Цветовая гамма в помещении, оформленном в стиле модерн, играет не меньшую роль, чем форма. Но и здесь все предопределено природой:

Оттенки древесины остаются натуральными: будь они светлые или темные, важно сохранить естественную фактуру. Поэтому все тона коричневого будут актуальными.
Природными следует сохранить и каменные поверхности: приемлемы все тона пород

Это и темно-зеленый изумрудный, и бело-салатовый цвет оникса, и все оттенки мрамора, гранита.
Многоцветие лугов приемлемо и в оформлении, но обычно используется в декоре: согласно законам композиции основными могут быть только два цвета. Но это не исключает использование в интерьере терракотового и ярко-желтого, травянисто-зеленого и насыщенного сиреневого.
Черный также считается природным цветом. Имея фактуру камня, такой оттенок может занимать приличную площадь в любом помещении.
Аналогично допустим и серый – цвет пыли, камней и пасмурного неба.

Но все же более популярной остается светлая палитра лишь с незначительным включением ярких тонов. Характерным будет включение разноцветного витража, одного насыщенного предмета мебели или нестандартных светильников неоновых оттенков.

Составление композиции на основе цвета

Соответственно, чтобы получить интерьер с необходимым вам настроением, важно подобрать не только фон и дуэт к нему, но и акцентные оттенки. Какой выбрать фон

Какой выбрать фон

Как правило, фон должен быть светлым. Но это золотое правило всегда оставляет место для экспериментов. При качественной организации освещения можно выбрать и темный тон, но всегда нужно помнить, что такое решение имеет свои недостатки. К таковым относится и зрительное уменьшение помещение, и недостаток естественного освещения, необходимого для комфортного самочувствия в дневное время. И, конечно же, не стоит злоупотреблять такими тонами в небольшой комнате.

Темный может стать основным цветом одной стены:

  • рабочей зоны в кухне;
  • стены напротив кровати в спальной комнате для расслабления и спокойного сна;
  • акцентной стены в гостиной, столовой и других помещениях.

Но все-таки предпочтение чаще всего отдают светлым, преимущественно теплым оттенкам:

  • песочному;
  • лимонному;
  • персиковому;
  • светло-голубому;
  • льняному серому и др.

Гармоничные комбинации в стиле модерн

Комбинирование оттенков зачастую определяет характер помещения, но желание создать фантастичную обстановку не должно привести к дисгармонии. В стиле модерн проще всего выбрать дуэт по такому правилу: дополнительный тон должен быть оттенком фона. Это значит, что если основной цвет лимонный, то дополнением может быть ярко-желтый, если голубой используется в качестве фона, то его дополнит насыщенный синий. Такое решение гармонично и комфортно.

Но всегда следует помнить про природные комбинации: желто-зеленый, сине-желтый, желто-коричневый, серо-бежевый дуэты. Наилучшие варианты всегда можно найти в окружающем ландшафте.

Акценты

Цвет акцентов может быть абсолютно любым – из теплой или светлой гаммы, яркими и насыщенными или нейтральными и пастельными. Выбор зависит от многих параметров, среди которых характер основной комбинации и желаемое настроение интерьера. Например, желтый и оранжевый делают обстановку жизнерадостной, темно-синий – спокойной, фиолетовый – загадочной, коричневый – уравновешенной.

Прекрасная эпоха – время роскоши

Дом моды Redfern Galerie de vente, Париж 1910

В 1900-х г.г., если вы являлись изысканной молодой английской дамой, принадлежащей к элите общества, вам полагалось дважды в год совершать паломничество в Париж вместе с другими такими же женщинами из Нью-Йорка или Санкт-Петербурга.

В марте и сентябре можно было заметить группы женщин, посещающих студии на rue Halevy, la rue Auber, rue de la Paix , rue Taitbout и Вандомской площади.
В этих, часто тесных магазинчиках, с лихорадочно работающими в задних комнатах швеями они встречались со своим личным продавцом, которая помогала им выбрать гардероб на следующий сезон.

Эта женщина была их союзником и знала все самые темные секреты их жизни как личные, так и финансовые! Выживание таких ранних домов моды всецело зависело от их могущественных клиенток, а знание их маленьких секретов помогало им в этом!

Дом моды Worth Salon-de Vente -1910 г

Вооруженные копиями «Les Modes», они просматривали последние творения великих кутюрье, таких как Пуаре, Ворт, сестры Калло, Жанна Пакен, Мадлен Шерюи и других, чтобы придумать гардероб, который бы затмил гардеробы не только друзей, но и врагов!

Прошли десятилетия, и эти ужасные журнальные изображения статичных женщин, где виден каждый шов и каждый стежок, были вытеснены более свободным и плавным стилем «Ар Нуво», где использовались новые фотографичные методы изображения.

Вместе с продавцом женщины выбирали гардероб на следующие шесть месяцев: нижнее белье, домашнюю одежду, платья для прогулок, варианты чередования в одежде, костюмы для путешествий на поезде или в машине, вечерние наряды для праздного времяпрепровождения, наряды для особых случаев, таких как Аскот, свадьба, посещение театра. Список можно продолжать бесконечно, здесь все зависело от размера вашего кошелька!

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Нижние женские юбки эпохи модерн

Женская одежда эпохи модерн

У женщин в платьях и верхней одежде еще в первые пар улет 90-х годов сохраняются высокий пуф на рукавах,поддерживаемый специальными валиками или подкладами,и слабое выраженное подобие турнюра.

С 1893 года плечи неимоверно расширяются баллоноообразыми рукавами, украшенными воланами,оборками, плиссе.Талию уже слабее стягивают корсетом в процессе носки.

И только на модных гравюрах и рисунках создаются впечатление сильной утяжки в области талии. Юбка без складок при помощи вытачек облегают бедра и расширяется к низу.

Эстетика модерна начинает все более влиять на моду.

Это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв, главным содержанием которого было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклекизму искусства 2-ой половины XIX столетия. Хронологические рамки стиля «модерн» очень узки — 30 лет(1886-1914).

Мерцалова 4 том.

Юбки кроились так,чтобы спереди лежать ровно до земли,а сзади волочиться несколько дюймов по земле. Они могли иметь от 5-ти до 9-ти клиньев,прямых спереди и расклешенных сзади,что сдвигал ширину назад,или складки,зашитые до уровня колен,а затем свободно падающие,или умеренно широкую оборку по кромке,но прямая линия спереди и расширенная — сзади имели место, пока к 1909-1910 -ым годам в моду вошли более прямые юбки. Юбки в большинстве своем имели или основу какую-нибудь,или подкладку,внизу оторачивались подбоем вручную.

ЦЕЛЬНОСТЬ

Архитекторы модерна исповедовали принцип «изнутри наружу» – возрождалось осмысление архитектора как универсального художника, который создавал эскизы от проекта самого здания до дизайна дверных ручек и светильников.

Особняк Рябушинского, г. Москва. Архитектор: Фёдор Шехтель. Фото: travel-bug.club

Интерьеры в особняке Рябушинского. Фото: 3.bp.blogspot.com, artifex.ru

Это предопределяло появление художника-универсала, соединявшего в одном лице графика, живописца, архитектора. Именно в это время нашли свое полное выражение таланты таких ярких мастеров, как Михаил Врубель, Лев Бакст, Сергей Малютин.

Идеи направления модерн

Приверженцы модерна, стремясь изменить мир, продвигали идеи индивидуализма, ценности творческого начала в развитии общества. Авторы, работавшие в этом направлении, демонстрировали природное течение жизни, ее динамичность и значимость. При этом стиль воплощался во всех деталях, которые только могли окружать человека – от мебели до наряда.

В реализации направлении в любом искусстве, как и в архитектуре, невозможно найти строгие и прямые формы, симметричность и прямые линии. Здесь декоративность объединена с конструктивностью. Авторы стремились показать эстетичность самых обычных предметов. Именно так стали появляться традиционные бытовые изделия нестандартных форм. Именно так производители мебели разработали по-настоящему анатомичные модели кресел, стульев, диванов.

Из приоритетов стиля можно выделить его основные черты:

  • текучесть линий;
  • пластичность форм;
  • ритмичность;
  • отсутствие симметрии;
  • практичность.

Природное течение жизни воплотилось в интерьерах также в применении натуральных материалов, растительных орнаментов, изогнутых естественных форм, ведь в природе нет правильных прямоугольников и квадратов. От этого отталкиваются и нынешние дизайнеры, создавая оформление в стиле модерн.

Хронология и эволюция

Защелка двери. Дом-музей Орта. Брюссель.

Настенная отделка французского замка Роктайлад , восстановленная Эженом Виолле-ле-Дюком в 1850-х годах, была описана как предмодернистская.Хотя ее целью было создать неоготическое воссоздание , то, что было получено, было фресками в зародышевом стиль модерн органичных движений, цветов и форм новаторского изящества.

На протяжении второй половины девятнадцатого века эта тенденция усиливалась, что было заметно в новаторских британских движениях, таких как Искусство и ремесла Уильяма Морриса или Братство прерафаэлитов . Образцы дизайна викторианской архитектуры сместились к свободно плавающим формам, особенно в кованом железе, которое остается на виду, выставлено в изобилии и используется вне своей архитектурной функции; или в использовании больших кусков стекла неправильной формы ( vitraux ). Нечто подобное произошло и в цветочных текстильных рисунках.

Экслибрис дизайнера Коломана Мозера .

Первым дизайном, однозначно отождествляемым с новым стилем, является обложка книги 1883 года, посвященной церквям, написанной Кристофером Реном дизайнером и архитектором Артуром Макмердо .

В 1999 году Карлес Р. Ашишиби основал НЬЮ -ЙОРКСКУЮ гильдию и скул ремесленников в Тойнби-Холле (Восточный Лондон), занимающуюся всесторонней отделкой внутренних интерьеров (кованое железо, украшения, эмаль и мебель). После закрытия Kelmscott Press Уильяма Морриса в 1897 году Эшби использовал опыт многих своих рабочих для расширения своего бизнеса в полиграфической промышленности ( Essex House Press ). Гильдия переехала в 1902 году в , где она пришла в упадок
до закрытия в 1908 году.

Свобода, отстаиваемая в 1890-х годах группами художников под названием « сецессион », которые последовательно появлялись в различных европейских городах ( Париж — Салон на Марсовом поле 1890 года, отделившийся от Société des Artistes Français — Мюнхен— Мюнхенский сецессион , отпочковавшийся от Münchner Künstlergenossenschaft , 1892 г. — Вена — Венский сецессион отделился от Vereinigung Bildender Künstler Österreich в 1897 г

— Берлин — Берлинский сецессион отделился отGroße Berliner Kunstausstellung , 1898— ) оказали идеологическую поддержку и общественное внимание движению.

Между 1892 и 1893 годами Виктор Орта построил Дом кисточек . Его мастерская в Брюсселе становится центром распространения новой эстетики в архитектуре и дизайне.

торговая марка

1 января 1895 года рекламный плакат, распространенный по улицам Парижа, олицетворял популярное признание стиля модерн в пластических искусствах: это был Альфонс Муха и представляла актрису Сару Бернар в Жисмонде .

В 1896 году в Мюнхене начал издаваться журнал Jugend («молодежь») , давший стилю название в Германии ( Jugendstil ).

В 1897 году было открыто новое здание Чарльза Ренни Макинтоша Школы искусств Глазго . Группа художников из этого города, возглавляемая Макинтошем и отождествляемая с модернистским движением, будет известна как Школа Глазго .

Между 1897 и 1903 годами в Барселоне работала площадка Els Quatre Gats , место встречи каталонского модернизма (там Пикассо впервые выставлялся в феврале и июле 1900 года).

Первый номер Jugend , Мюнхен, 30 мая 1896 года.

Всемирная выставка в Париже в 1900 году стала важной вехой. Особенно впечатляющими были согласованные инсталляции (по дизайну и цвету) произведений искусства рядом с мебелью и гобеленами, выставленные по инициативе Maison de l’Art Nouveau («Дом нового искусства»), художественной галереи , открытой пятью годами ранее

(1895) в Париже немецким дилером Сэмюэлем Бингом . Подобно этому, другие коммерческие дома, такие как лондонская Liberty & Co. ( Артур Ласенби Либерти ) и нью-йоркская Tiffany’s ( Louis Comfort Tiffany), настолько тесно связанные с новой эстетикой, что их имена также использовались в качестве ее наименований.

Модернизм достиг своего апогея в 1902 году на Prima Esposizione Internazionale d’Arte Decorativa ModernaПервая международная выставка современного декоративного искусства ») в Турине , где выставлялись дизайнеры из всех европейских стран.

Ко времени Первой мировой войны (1914-1918) от высокодекоративного характера модернистского дизайна уже начали отказываться в пользу более простых и прямолинейных линий, более гармонирующих с плоскостной эстетикой и более низкой себестоимостью промышленных конструкций. К 1920-м годам эта тенденция воплотилась в новом словесном ярлыке: ар-деко .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: