Командор ордена госпитальеров
На Мальте в главном здании рыцарского ордена в честь приезда Бориса Шереметьева организовали пышный приём. Правда, речь на нём шла лишь о возможном сотрудничестве Мальты и России. Но переговоры быстро зашли в тупик. Не обладая большим собственным флотом, Россия не могла сражаться с турками, а значит, помощь Мальтийского ордена на тот момент была бессмысленна. Договор о сотрудничестве Шереметьев так и не подписал. Зато он сумел поговорить с Великим магистром ордена Раймондом де Перейлосом де Рокафюлем. И, вероятно, подкупить его.
Крест ордена госпитальеров
В мае 1689 года Борис Шереметьев отправился на очередную католическую мессу. А после неё послал своих слуг с подарком для Великого магистра ордена иоаннитов — несколькими прекрасно выделанными шкурами чёрно-бурой лисы и соболя. Меха стоили очень дорого, по тем временам стоимость тех шкурок равнялась стоимости большой усадьбы. Великий магистр был польщён. К тому же, он сочувствовал «вынужденному скрываться католику» Шереметьеву. Поэтому он лично вручил Борису Шереметьеву богато украшенный бриллиантами крест.
Такой жест означал, что с этого самого момента русский воевода стал командором ордена госпитальеров. А командоры, согласно иерархии, стояли лишь на ступеньку ниже самого магистра. Рассыпавшись в благодарностях и выразив надежду на дальнейшее сотрудничество, Шереметьев вместе с посольством отбыл на родину. Причём перед отправкой на родину боярин купил себе немецкий наряд.
Борис Шереметьев, явившись к Петру I при полном параде — одетым по последней европейской моде и с бриллиантовым крестом на шее, вызвал у царя полный восторг. Привилегии и награды посыпались на рыцаря Мальтийского ордена как из рога изобилия. Даже несмотря на то, что возложенную на него миссию он не выполнил. Так, в 1701 году Шереметьев стал фельдмаршалом, а в 1706 году он первым в истории Российской империи получил графский титул. Граф Шереметьев, кстати, был не единственным русским, кто был принят в Мальтийский орден.
Чем бижутерия отличается от ювелирных изделий?
К бижутерии относятся все украшения, созданные не из золота, серебра и металлов платиновой группы. Она куда более многообразна, чем ювелирка, что дает широчайшее поле для дизайнерских экспериментов.
Скажете, бижутерия менее долговечна и устойчива к внешним воздействиям? Да, в большинстве случаев это так. Однако если большинство людей со средним уровнем дохода покупают ювелирные изделия раз и на всю жизнь, то бижутерию можно менять постоянно. Пришла в негодность, потерялась, разонравилась – меняем!
Некоторые люди говорят, что не могут носить бижутерию по причине аллергических реакций. Раньше при изготовлении недорогих украшений использовали никель (его добавляли даже в ювелирные сплавы в качестве разбеливателя). Он действительно часто вызывал аллергические реакции, поэтому его запретили использовать для производства украшений.
Сейчас в бижутерии часто используется медсплав, характеризующийся минимальными рисками возникновения аллергических реакций. По сути, он представляет собой сплав на основе стали с добавлением других элементов. Сверху сплав покрывают тончайшим слоем золота (его наносят путем гальванизации), так что украшения из этого материала выглядят как золотые.
На этом список материалов, которые практически никогда не вызывают аллергических реакций, не исчерпывается. Например, титан, отличающийся чемпионской прочностью, часто используется в производстве мужской бижутерии и не вызывает аллергии практически никогда. Не аллергенны и древесина, кость, кораллы, натуральный латекс, керамика, кожа (при условии правильной выделки) и так далее.
Женский английский костюм XVI века.
Одеяния женщин Англии мало чем отличались от общеевропейской моды, в то же время своеобразие их отражено в рисунках и полотнах великого Гольбейна (живописец, немецкий художник, 1497-1543) и гравюрах того времени. Чепцы — турэ, украшенные головы придворных дам, являют собой пример национального изобретения. Особое пристрастие к форме больших, крылообразных рукавов запечатлено в портретах царствующих женщин.
Костюм имел форму вертюгарда: тугой лиф, скрывавший форму груди, декольте — в виде каре-квадрата, рукав узкий от плеча до локтя с огромным широким воронкообразным манжетом или были длинными и широкими, как рукава упленда.
Подол платья расстилался широко по жестким юбкам, иногда верхняя юбка была открыта спереди для показа нижней. Иногда, чаще в среде буржуазии, носили марлот — распашное от шеи платье, трапецевидного силуэта. Английские платья — гаун имели шлейфы.
С середины XVI в. лиф и юбка стали отдельными предметами одежды. Плотно облегающий гладкий лиф удлинялся спереди в форме мыса, опустившись на живот к 1590 годам.
Низкие округлые декольте просуществовали некоторое время, но они часто заполнялись контрастными вставками, покрывавшими тело от груди до шеи и обычно сочеталось со съемными рукавами. Начали появляться закрытые лифы.
В начале века был принят фасон «юбки с фижмами», изобретенный в Испании еще в середине 15 в., служащими для поддержки других юбок прослуживший до середины века. Со временем стала применяться еще и подбивку-валик, так называемый «бочонок», привязовавшийся вокруг талии для расширения юбки в бедрах.
К 1580-м годам большой валик опять поменяли на тростник и китовый ус, вшитый в нижнюю юбку и делая колесообразную конструкцию на уровне талии, которая поддерживала юбку горизонтально, после чего она свободно падала до пят. Эффект колесной конструкции и французских фижм еще боле усилился в 1590-х, за счет баски — оборки из той же ткани, что и сам верх юбки.
Англичане предпочитали головные уборы архитектурного стиля, хотя девушки носили распущенные волосы. Чепцы «геннин» просуществовали до конца 15 века, их носили далеко на затылке с проволочным каркасом. Английский вариант французского чепца над головой был плоский, а у висков расширялся и заворачивался внутрь. Так же были шапочки, подобные чепцам носили под шляпой и делали их меха.
Женскую обувь шили из дорогой парчи и украшали драгоценностями, она напоминала мужскую.Поверх этой обуви надевали верхние башмаки для защиты дорогой обуви от грязи, и они были на пробковой подошве.
Со второй половины XVI века вязались из шелка. Машинная вязка на чулочной раме была изобретена в 1589 году.
Для защиты от непогоды женщины носили плащи, обычно имевшие капюшон. Короткие свободные куртки, выкроенные подобно свободным мантиям, отделанным мехом и бархатными полосами, вошли в моду в конце века. Их носили для дополнительной защиты от холода.
К концу XVI в. женский костюм был разнообразными сложным, и моралисты того времени не преминули его осудить. Один из таких — Стаббс подробно описывает разновидности верхнего платья: «… у иных рукава висят до само юбки, волочащейся по земле, и перекинуты через плечо, как коровий хвост», у других — короткие рукава, «обрезанные на руке и отделанные шелковыми лентами».
Он так же пишет о замысловатой отделке шелковых нижних юбок и сетует на то,что женщины чересчур увлечены чулками » разнообразных переливчатых цветов…легкомысленно светлых тонов… хитро сшитыми и замысловато изрезанными по всей длине, с завитками, стрелками, открытыми швами…» По мнению автора, в том, что девушки одеваются будто «гордые шлюхи» или «искусственные женщины-куклы», есть вина их родителей…
Тяга к новизне и причудливым экспериментам в одежде, характерна для конца века, привела к тому, что женщины впервые переняли некоторые элементы мужского костюма, ка к в периоды праздников )Рождества) таки отдельные виды костюма в своем гардеробе. Именно в это время появился костюм для верховой езды.
К 80-ым годам на женщинах можно было увидеть не только мужские бобровые шапки и гофрированные воротник, но и корсажи, сделанные наподобие дублета. Такой дублет, как пишет Стаббс, был «распутным нарядом, который пристало носить лишь мужчинам», а женщины, надевавшие его, были виновны в том, что «порочны перед Богом и оскорбительны для людей».
—
Колье, цепочки и ожерелья
О цепочках мы не будем говорить долго. Хотя по весу эти украшения обычно превосходят кольца и серьги, у них довольно простая конструкция, состоящая всего из двух элементов:
- Замок с заводным кольцом. Это та самая застежка, которая надежно соединяет два конца цепочки.
- Звенья, соединенные между собой. Они могут быть восьми видов.
Многие считают, что ожерелье и колье – это синонимы, но на деле украшения имеют ряд отличий. После надевания на шею оба изделия принимают одинаковую форму, но их конструкции разные. Колье можно назвать более сложной версией обычной цепочки, которую дополнительно украшают подвесками. Конструкция ожерелья на порядок сложнее. Основа этого изделия состоит из цепочки и гибкого обруча с кастами под инкрустацию камнями. Ожерелье по всей длине украшают элементы разных форм, которые переплетаются между собой, образуя очень сложную конструкцию.
Кольца
Кольца настолько популярны, что, казалось бы, не нуждаются ни в представлениях, ни в описаниях. На самом деле с кольцами все не так просто. Они могут быть разных типов: классические без вставок, обручальные, перстни и печатки. В конструкцию каждого, даже самого простого колечка входит несколько составляющих деталей. Мы разберем только классическое ювелирное украшение:
- Шинка – это ключевая часть изделия. Шинкой называют тот самый ободок, который надевается на палец.
- Каст – иными словами, это оправа. Каст крепко держит камень в своих «объятиях». Чаще всего встречаются круглые, квадратные и треугольные оправы, но ювелиры могут придавать им самые разные формы.
- Рант или дигель – это специальная подкладка, удерживающая вставку снизу. Деталь всегда повторяет форму каста.
- Вставка – это камень, который установлен в каст. Сначала ювелир подбирает вставку, а уже под нее изготавливает оправу.
- Накладка – декоративный элемент кольца. Она выполняет роль соединительного узла между оправой и шинкой.
Конструкция традиционного обручального кольца намного примитивнее. Оно состоит обычно из одной шинки, поверхность которой украшают гравировкой. Перстни декорируют не кастами, а специальной площадкой (тоже с гравировкой).
Размеры колец рассчитывают по диаметру. В России производители указывают их в миллиметрах. В других странах существуют собственные метрические системы. Чтобы не прогадать с размером, лучше изучить специальную сравнительную таблицу.
Относительно того, во что верит, что говорит и к чему призывает Церковь
Правда, на этом суеверие не заканчивается. Почему отдельных православных так привлекают те же красные нитки? Потому, что, считая себя православными, люди продолжают мыслить как неверующие. Сами посудите: может ли по-настоящему верующий человек искать защиты от «колдовства», «порчи» или «сглаза», когда таковых вовсе не существует. Кто не согласен, найдите в наших требниках и книгах молебных пений какое-нибудь последование или хоть просто молитву «от колдовства» (мучеников Киприана и Иустину оставьте, пожалуйста, в покое: они при жизни и подумать не могли, что тысячу семьсот или восемьсот лет после их кончины найдутся «благочестивцы», которые «назначат» их ответственными за то, чего «в природе нету, сколько землю не копыть»). Ну как? Не нашли. И не найдёте, потому что нет таковых. Не было. И не будет. Поскольку ни в какое «колдовство» Церковь никогда всерьёз не верила. Потому и не предлагала никогда средств против него. А тут нате вам, красная нитка… Не смешно? Ах да, некоторые любят говорить, что это не просто нитка, а нитка «из Иерусалима». Ну ладно, пусть даже из Иерусалима. Но, позвольте, в Иерусалиме что? Всё подряд благодатно и свято? Десяток раз бывал я там. Видел святыни, храмы, места, связанные с земной жизнью Христа. Однако Иерусалим – это жилой город и, кроме святынь и храмов, там есть магазины и рынки, кофейни и забегаловки, курилки, помойки и даже отхожие места… Я могу не продолжать? И еще меня откровенно смущают люди, называющие себя православными и всерьёз произносящие такие слова, как «оберег». Не в Боге ли наше упование? Не Господь ли наша защита? Какие могут быть обереги? От чего могут защитить нитки, камушки и деревяшки? Тут уже даже не нужно быть верующим, достаточно быть просто думающим человеком, чтобы стало смешно. Кстати, ничуть не лучше, если человек считает «оберегом» нательную иконку или крест. Крест – знак нашей верности Христу, нательная иконка – ощутимое напоминание о Боге. Без веры и молитвы, без покаяния и жизни по вере ни от чего они нас не уберегут. Поскольку жизнь человеческая – в руках Божиих.
Мальтийский крест
Восьмиконечный символ, известный как Мальтийский крест, также традиционно содержит символику сакральной геометрии. Мальтийский крест носили рыцари – члены ордена госпитальеров, который ведет свое происхождение от сообщества монахов, обслуживающих госпиталь, устроенный в Иерусалиме для христианских паломников во времена крестовых походов. Интересным был тот факт, что госпитальеры, подобно ранним суфиям, носили длинные одеяния из грубой верблюжьей шерсти. Орден поддерживал тесные связи с тамплиерами. Позднее его члены обосновались на Мальте – отсюда и название креста. Изначально мальтийский крест состоял из четырех равносторонних треугольников, отражая пропорцию корня из 3. Позднее треугольники превратились в раздвоенные дельтоиды – части пятиконечной звезды, и тогда символ стал выражением золотого сечения. В настоящее время мальтийский крест, согласно официальному сайту ордена, представляет из себя восьмиконечную звезду, основанную на октагоне и пропорции корня из 2:
Геометрия Мальтийского креста
Помимо этого, в современном варианте мальтийского креста закодированы пропорции корня из 3 и корня из 5, а также число пи
Обратите внимание на малую окружность, очерченную вокруг одного из «дротиков». Углубление «дротика» вписывается в окружность с диаметром, равным ширине этого углубления
Отношение длины окружности к ее диаметру и есть число пи.
Некоторые из российских императорских наград имели форму мальтийского креста.
Учитель Сен-Жермен живет в другом измерении. Там время течет совсем по другому, поэтому я предлагаю гипотезу что именно ОН учил древних рыцарей Мальты организции СИЛ духовного мира – Микрокому.
Вот что ОН пишет сегодня: Мальтийский крест, символ совершенного равновесия Божественного пламени «как на небесах, так и на земле«, обеспечивает мысленную и энергетическую матрицу, благодаря которой дурные влияния личной и планетарной кармы могут быть взяты под контроль и Сила добродетели высвобождена на их место, чтобы, используя Силу, человечество уже не могло более портить жизнь на Земле.
О чем говорит учитель Сен-Жермен? Он говорит о том, что за тысячелетия жизни человека Земля создала условия наличия кармы и реинкарнации
Современному человеку важно знать о влиянии как фактора его жизни — ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КАРМЫ. Например, такие болезни как рак, туберкулез или сифилис — это работа фактора кармы на человека
Возможно, тысячу лет назад проблемы рыцарей Мальты были подобны нашим современным проблемам. Учитель Сен-Жермен решил дать нам современным людям Земли некий инструмент расширения нашего сознания, который может оказать нам самим помощь в решении освобождения нас самих от отрицательной кармы. Правда, желательно чтобы читающий статью Сен-Жермена был заранее подготовленным к таким понятиям как наличие различных энергии, геометрии мыслеформ, важности баланса в нашей жизни.
Мужской костюм в Англии XVI века.
Мужской костюм первой половины века состоял из рубашки, камзола и верхнего кафтана, который ,в отличие от французского, не был опоясан.
была видна через разрезу и отверстия верхней одежды. Её кроили свободно и присборивали вначале по низкому вырезу горловины, а позже — настойку с небольшим воротником или оборкой, от которой после произошел . Рубаха обильно расшивалась по верху и манжетам.
Поверх рубахи надевали дублет, короткую куртку (джеркин) и мантию. Дублет и джеркин часто были очень похожи по своим силуэтам. Почти до начала 16 в. дублет был нижней одеждой, напоминавший, скорее жилет тесно прилегающий к талии, имеющий большой вырез, через который виднелась рубашка, а иногда корсаж; его рукава узкие, до запястья, вшивались или прикреплялись с помощью завязок к пройме.
С середины века, дублет становится верхней одеждой, тесно прилегающий и затянутый по талии. Спереди застегивался на пуговицы, а полы могли быть разной длины от короткой, до линии бедер. Рукава были большими и пышными по окату, с отделкой из полосок ткани, выступавшими над плечами или подбитыми валиками.
———————
Дублет начало XVII века:
Выставляю для наглядности, чтобы было понятно: как это рукава привязывались к пройме...
Исходный дублет ( пурпуэн-камзол) продолжал существовать в качестве нижней одежды, называвшийся в середине века жилетом. Это была короткая куртка с рукавами, часто на подкладке, которую носили для тепла. Как правило, её не было видно, если только в домашней обстановке. А джеркин стал верхней курткой.
К середине 16 века джеркин стал закрытым, со стоячим воротником, и носили его плотно застегнутым на пуговицы от горловины до талии или расстегнутый после верхней пуговицы, и он шился без рукавов с крылышками или валиками на плечах и другой отделки.
На ногах носили сшитое обтяжное трико и мягкие широкие сборчатые (буфчатые) штаны, порой с гульфиком вшитым нарочито заметно. Была в моде фреза, замененная к концу века отложным воротничком. Темные, скромные одежды носили лишь буржуа и пуритане. Длинные чулки плотно прилегали к ноге. В городе носили туфли, при верховой езде — сапоги ( без каблуков)
Неизменные спутники рыцарей
Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.
Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.
К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.
Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:
- круппер – для защиты туловища;
- критнет – для шеи;
- шанфрон – для головы;
- пейтраль – для груди;
- фланшард – для боков.
Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.
Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.
Подобные кресты [ править ]
Стандартная форма крестового паштета
Крест Святого Флориана, часто принимаемый за мальтийский крест
Восьмиконечные кресты были приняты на вооружение французским крестом Святого Лазаря в середине 16 века. Использование зеленого восьмиконечного креста Орденом сохранялось вплоть до 19 века и после светской организации Ордена после 1910 года
и как часть флага Уоллиса и Футуны . Это официальный значок (совмещенный с эллипсоидом в центре) братства Дельта-Пхи с 1833 года. Подобный крест также используется организацией « Ветераны иностранных войн
Вариант мальтийского креста с тремя V-образными плечами вместо четырех использовался как символ воронки Гамбургской Атлантической линии и их преемников German Atlantic Line и Hanseatic Tours в 1958–1973 и 1991–1997 годах.
Пятирукий вариант — это «Крест» французского Почетного легиона ( Croix de la Légion d’honneur ).
Вариант с семью руками, известный как «мальтийская звездочка», используется в качестве основы британского Ордена Святого Михаила и Святого Георгия .
Другие кресты с раздвинутыми конечностями часто ошибочно называют «мальтийскими», особенно cross pattée . Королевский ордер на создание креста Виктории предписывал мальтийский крест, но на самом деле медаль всегда была крестом. Официальным символом братства Alpha Tau Omega является cross pattée , хотя основатель организации думал, что это был мальтийский крест, когда организация была сформирована в 1865 году. Несторианский крест также очень похож на оба этих креста .
Крест пожарного, иногда ошибочно называют Крестом святого Флориана , для покровителя из пожарников , часто путают с мальтийским крестом (например, пожарная служба города Нью — Йорк так называют); хотя он может иметь восемь или более точек, между точками также есть большие изогнутые дуги. Департамент Филадельфии Огня , среди прочего, включает в себя крест пожарного, в его знаки, как и Международная ассоциация пожарных .
Мальтийский крест не должен быть ошибочно принят за Георгиевский крест , присужденного на Мальту от Георга VI Соединенного Королевства в 1942 году, который изображен с 1964 года на национальном флаге Мальты . Мальтийский крест изображен на гражданском флаге Мальты, .
Россия и Мальта — друзья навек
При Екатерине II наконец было положено долгожданное сотрудничество между мальтийскими рыцарями и российскими офицерами. Ко двору были приглашены лучший мальтийские корабелы, а позднее несколько русских мастеров отправились на средиземный остров, чтобы научиться всем премудростям. В разгар русско-турецкой войны один из рыцарей ордена иоаннитов служил контр-адмиралом российского флота. Позднее многие рыцари также получали высокие военные чины и верой и правдой служили на благо России. Дело своей матери Екатерины II продолжил Павел I, питавший огромную любовь к рыцарям.
Во время правления Павла I между Мальтийским орденом и Российской империей была подписана конвенция. Она утверждала Великое приорство Российское. В него могли входить российские дворяне, исповедующие католицизм. Самого императора Павла I Великий магистр назначил протектором Мальтийского ордена.
В дальнейшем Россия не раз помогала Мальте и даже приютила остатки Ордена после того, как их остров без боя сдали Наполеону. Сразу после этого в Санкт-Петербурге была организована штаб-квартира ордена госпитальеров. А Павел I получил новое звание, став Великим магистром. Его знак отличия — белый восьмиконечный — крест был даже помещён на российский герб. Правда, ненадолго.
После смерти Павла I его сын Александр I, занявший престол, Великим магистром быть не захотел. От этого звания он отказался, но титул Протектора принял. К тому же, новый император повелел убрать крест Мальтийского ордена с герба. Это сильно оскорбило членов Ордена. Позднее все Великие приорства на российской территории также были закрыты. Но отношения России с Мальтой всё-таки не прекратились. Некоторые российские правители, в частности, Александр II, Николай I и императрица Александра Фёдоровна были Почтенными Бальи Мальтийского ордена, то есть признанными кавалерами Большого креста справедливости.
Что касается современности, то первым отношения с Мальтийским орденом возобновил Борис Ельцин. А в 2012 году Сергей Шойгу, бывший на тот момент губернатором Подмосковья, удостоился рыцарской награды. Великий Магистр ордена госпитальеров вручил ему Рыцарский военный крест за милосердие, спасение и помощь. Магистр посчитал, что Сергей Шойгу за свои деяния на посту главы МЧС достоин ордена.
- «Оживлявший мертвецов» маг девяностых Юрий Лонго
- Почему русский Монте-Кристо Политковский покончил с собой
- Как Екатерина II захватила власть над Российской Империей
- Как доктор Иванов пытался получить гибрид обезьяны и человека
- Секреты «Ближней дачи»: как отдыхал Сталин?
Общий гербовник
Указом Императора Павла I 20 января 1797 года в России был учрежден Общий гербовник дворянских родов Российской империи — свод всех существующих на тот момент гербов дворянских родов. В указе Павла I говорилось:
Каждый дворянин, чей герб был указан в гербовнике получил право на получение точной копии герба своего рода. Пергамент выдавали с подписью, которая подтверждала подлинность документа. Таким образом пергамент мог служить официальным доказательством дворянского происхождения семьи.
Источник labirint.ru
Гербовник, или свод всех существующих на тот момент гербов дворянский российских родов создавался с двумя целями. Во-первых, Павел пытался создать порядок утверждения дворянских гербов, который имел бы юридическое основание.
Во вторых, император был увлечен романтикой мальтийского рыцарского ордена. И пытался российского дворянство приобщить к рыцарским обычаям и этикету. Так что Общий гербовник создавался также для объединения дворянства и поднятия его сословного духа.
Деление гербовника
Гербовник делился на три раздела. В первом разделе содержались самые древние титулованные дворянские фамилии. Те, что сохранились со времен указа Петра I от 1714 года о соединении вотчин и поместий. Во втором разделе указывались дворяне попроще — те, что получили титул Высочайшей милостью. В третьем же находился перечень «выслужившихся» дворян. Получившие титул не по наследству, а за чины и ордена.
По всей России провели работу — собирались данные всех дворянских семей, которые желали разместить свой герб в Общем гербовнике. Списки составлялись силами дворянских собраний и Герольдии.
В результате составили 20 частей гербовника. В каждой было около 180 гербов. Каждый герб включал собственно рисунок и его описание, включающее исторические сведения об этом дворянском роде. Всего в гербовнике собрано более 3000 родовых и личных гербов.
Источниик 1000dosok.ru
Павел успел утвердить лишь пять частей гербовника. Последующие части утверждались его потомками вплоть до 10 части. Которую утвердил уже Николай I спустя 10 лет после учреждения гербовника.
Оставшиеся 10 частей так никогда и не были опубликованы. Они существуют в единственном экземпляре. Со временем появился даже 21 том гербовника, в котором содержится лишь 61 герб. Этот том утвердили Сенатом при Временном правительстве в 1917 году.