Национальные костюмы италии италия содержаниеистория созданияособенностицвета и оттенкиткани и кройособенности женского костюмаособенности мужского костюмаобувькостюмы пастуховвенецианский карн

Периоды

Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

  • Проторенессанс.
  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Поздний Ренессанс.

В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

Изабелла ПортугальскаяТициан

В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».

Человек как творец самого себя

Универсальность — это идеал человека эпохи Возрождения. Теория архитектуры, живописи и скульптуры, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — вот сфера деятельности, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал своей корпорации, своему цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой области, мастер эпохи Возрождения, освобожденный от корпорации и вынужденный сам защищать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всеохватности своих знаний и умений.

Однако есть еще один момент, который необходимо учитывать. Теперь мы знаем, сколько различных практических навыков должен иметь крестьянин — как в средние века, так и в любую другую эпоху — чтобы правильно вести хозяйство, и его знания относятся не только к сельскому хозяйству, но и ко многим другим областям: он строит дом, сам приводит в порядок простые машины, разводит скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и умения не становятся самоцелью, как в случае с ремесленником, и поэтому не становятся предметом специального рассмотрения и тем более демонстрации. Желание стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т.д. — благоприятствует общая атмосфера, которая окружает одаренных людей, буквальное религиозное почитание: В древности их почитали как героев, в Средние века — как святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кругов так называемых гуманистов. Такие кружки возникли ранее в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их отличительной чертой была оппозиция как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Давайте теперь рассмотрим, чем ренессансный взгляд на человека отличается от античного и средневекового понимания. Давайте обратимся к аргументации одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитом «Рассуждении о достоинстве человека». Согласно этому философу, после того, как Бог создал человека и поместил его «посреди мира», он обратился к нему так: «Мы не даем тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особого задания, так что ты имеешь и место, и личность, и задание по своей воле, по своему желанию и выбору. Образ других существ определяется в рамках установленных нами законов. Но ты, не связанный никакими пределами, определишь свой образ по своему выбору, на что Я даю тебе власть» .

Это отнюдь не древний взгляд на человека. В древности человек был естественным существом в том смысле, что его границы были определены природой, и только от него зависело, будет ли он следовать природе или отойдет от нее. Отсюда интеллектуалистический, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен знать, что такое добро, и если он это знает, то обязательно последует тому, что хорошо. Образно говоря, древний человек признает природу своим сувереном, а не себя сувереном природы.

В Пико мы слышим отголоски учения о человеке, которому Бог дал свободу воли и который должен сам решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя, и это отличает его от других природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь претерпевает фундаментальную трансформацию: в эпоху Возрождения вера в греховность человека и испорченность человеческой природы, характерная для Средневековья, постепенно ослабевает, так что человек больше не нуждается в божественной благодати для своего спасения. В той мере, в какой человек осознает себя творцом собственной жизни и судьбы, он также становится неограниченным хозяином природы.

3-1. Женщина в эпоху Ренессанса

В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу кучебе и стремящейся кбольшей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.

Тем не менее в XVIв. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них— королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская вИспании, МарияI Тюдор иЕлизаветаI вАнглии.

Шотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину кгосподству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… исправедливости».

В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, вчастности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать вжизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т.Мора видели вженщине впервую очередь мать, которая должна воспитывать детей.

Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы вИталии иФранции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.

Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа

Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей

С12лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.

Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение вуниверситетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.

Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-хгг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа иМаргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой иживописью. Некоторые из них стали профессионалами вобласти искусства.

Первой профессиональной писательницей в Европе стала в начале XV в. Кристина Пизанская. В одной из своих поэм она воспела подвиг Жанны д’Арк – знаменитой Орлеанской девы, героини Столетней войны. Еще одна из наиболее образованных женщин Возрождения – французская писательница ипереводчица Мари де Гурне. Самостоятельно изучив латынь и гуманитарные науки, она в 29 лет опубликовала свою первую книгу. М. де Гурне занималась переводами римских авторов, в частности, Вергилия. В своих работах она отстаивала право женщин на образование, собственность, доступ кгосударственным должностям, возможность получения равных с мужчинами возможностей и привилегий.

Своими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в27лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее иподражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.

Особенности женского костюма

Итальянские женщины в гардеробе имели рубаху-тунику (camicia). У нее были широкие рукава, по окату и запястью собранные в сборку. На ней присутствовали яркие вышитые детали, выполненные гладьевыми швами. Также имелась широкая, длинная, разноцветная юбка (gonna) со складками по линии талии. Верхнюю и нижнюю часть наряда объединял корсаж, который имел несколько названий ‒ corsetto, corpetto, busto, bustino. Некоторые модели корсажа:

  • изделие высотой от линии талии вверх 15 – 20 см, а вниз – 10-15 см;
  • жилет без рукавов;
  • жилет с рукавами, которые к окату привязаны лентами или шнурами.

Шнуровка в корсажах проходила по передней или задней части изделия. Оно туго облегало фигуру. Обязательным элементом являлся фартук (grem-biule) из яркого материала. Он закрывал переднюю часть юбки. Во всех регионах страны использовали платок (fazzoletto), который завязывали особенным способом. Вместо головного платка иногда носили накрахмаленный чепец, маленький кокошник и накидку-покрывало. Для поддержания формы головного убора внутрь вставляли медную проволоку.

Одежда имела разное количество швейных элементов. Например, в Средневековье большим спросом пользовалось кружевное полотно, которым местные красавицы украшали свою одежду. А на севере полуострова в костюме прослеживалась сдержанность. Спокойные тона, небольшое количество элементов присутствовали в повседневной жизни. А вот на празднествах костюм преображался: использовались ленты, перья, вышивка и другие элементы.

Разновидности

Существуют костюмы, как для торжественных праздников, так и для повседневной жизни. Праздничные костюмы более яркие, их украшает множественная вышивка золотыми нитями, украшения из золота с колокольчиками. Для повседневной жизни использовали более спокойные костюмы, в которых можно было работать. Детские костюмы очень похожи на одежду взрослых и особых отличительных черт нет. Сардиния имеет огромное количество разновидностей национального костюма, практически в каждом городе присутствуют свои особенности и характерные черты. Самыми распространенными цветами костюмов здесь являются глубокий синий, декорированный красными лентами. У женщин юбка расшита цветами, у мужчин необычные пуговицы на рубашках.

Область Alto Adige граничит с Германией, поэтому здесь есть разновидности одежды, присущи именно этой стране. Только в торжественной одежде можно было встретить яркую одежду. В повседневной жизни использовались темные, черные тона. Иногда на шею повязывали платок, эта традиция дошла и до нашего времени.

Культура эпохи Возрождения кратко. Культура эпохи Возрождения

Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности.

Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества.

В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

Истоки возрождения

Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.

Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры.

Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками.

Чудо Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения.

Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.

Среди определений Возрождения нет общепризнанного.

Разъединённое королевство

На самом деле главной особенностью национального костюма Италии является то, что его попросту не существует. Постоянная смена различных племён, завоёвывавших итальянские земли, не дали ему окончательно оформиться.

В разные времена здесь господствовали этруски, финикийцы, греки, франки, готы, и все они вносили свои коррективы в повседневную одежду итальянцев. Не говоря уже о том, что до середины 19 века Италия, как и Германия, была разъединена на множество королевств, республик и земель, что тоже не способствовало выработке единого облика одежды.

Так же как и диалект, национальный костюм Италии в каждой провинции был свой. И по сей день три приграничных области пользуются особым статусом с преобладанием иностранного языка — французского, немецкого и словенского.

Одежда древних римлян

Основу своего гардероба римляне заимствовали у древних греков, но значительно разнообразили его. Как и все античные предметы, эти одеяния были достаточно просты и изготавливались преимущественно из шерсти. Любые швейные операции из-за их примитивности сводились к минимуму, а роль современных пуговиц и молний выполняли броши. Под верхней одеждой в то время уже носили подобие нижнего белья, представляющего полотно ткани, особым образом обмотанное вокруг бёдер. Предшественники трусов назывались сублигар, сублигакулум, кампестре, лициум и цинктус. Женщины под одеждой носили фасцию, поддерживающую грудь, либо поверх одежды строфиум, маммиларе или цингулум, предназначенные для этой же цели.

Основой повседневной одежды была туника. В ней на улицу выходили большинство римлян и их рабов. Мужская туника была длиной примерно по колено, а женская была, как правило, длиннее и достигала земли, а также часто имела рукава. В мужских туниках рукава появились лишь во II-III веках нашей эры. В зимнее время люди начинали утепляться, надевая поверх туники ещё одну, а то и две.

Туники изготавливались из отбеленного полотна, на которую некоторые категории граждан могли нанести фиолетовые полосы, обозначая свою принадлежность к группе. Яркую цветную тунику разрешалось надевать триумфатору в исключительных случаях.

Свободные граждане Рима были вольны носить тогу. Этого права не было у рабов и иностранцев. В более древние времена тогу носили на голое тело, а позже стали надевать поверх туники. По сути свое тога представляла большое полотно, накинутое таким образом, что одна рука поддерживала складку, а вторая оставалась свободной. В результате экспериментов историки пришли к выводу, что полотно вырезалось в форме полукруга около 3 метров в длину и не более 2 метров в ширину. Для удобства ношения в подол зашивали грузы, а чтобы складки лежали красиво, их направляли деревянными планками. Для бедняков тога была предметом непозволительной роскоши, а мальчики из богатых семей могли носить её уже с 16 лет.

В женских платьях ограничений по формам и цветам было гораздо меньше. Первоначально они также были исключительно белыми, но позже стали выкрашиваться практически в любой цвет. Простейший вид одежды – стола – разновидность длинной туники. Богатые римлянки носили укороченную столу, а под неё надевали простую длинную туники, чтобы подчеркнуть многослойность одежды, а значит, и достаток.

В качестве верхней одежды выступал рициниум, который вскоре был заменён паллой – разновидности плащей. Женскую одежду также изготавливали в основном из шерсти, реже – из шёлка.

Детей римляне одевали в простые подпоясанные туники. До вступления в возраст мужественности или до замужества ребёнок обязан был носить буллу – амулет-оберег.

Пальто и куртки древним римлянам заменяли многочисленные плащи. Богатые предпочитали носить паллиумы – роскошные мантии. Люди попроще укрывались полуармейским лацерной, а бедняки довольствовались простейшим паенулой.

В особые холода доставали тяжёлый плащ лаена (или дуплекс), похожий на солдатский сагум, и его укороченную версию – сагулум. Главнокомандующему по время назначения на пост даровался палудаментум. Разновидности плащей с капюшонами назывались кукуллус, бардокуллус, биррус и каракалла.

Римская обувь представляла собой множество видов кожаных сандалий, большинство из которых, как это ни странно, предназначалось для ношения внутри помещений.

Говоря об особенностях, начнем с того, что распространенная в средневековой Европе мода на кружева сыграла не последнюю роль в нарядах северных итальянских красавиц.

Вот еще одно изображение, уже из Ломбардии:

Спустимся в зону Abruzzo. Отдаляясь от береговой линии вглубь материка, где традиции еще частично сумели сохраниться, попытаюсь описать мужской наряд(скорее всего пастуха).Наряду с синим или коричневым пиджаком, доходящего до середины бедра, жилеткой, чулками до колен, поясом-кушаком и шляпой с лентами и пряжками, особенностью считались «сiocie» (обувь, давшая название одной из центральных зон Италии-Ciociaria)-мягкая кожаная обувь с ремешками, которыми обвязывали ногу до колен, предварительно одев толстые белые шерстяные гольфы. Женским же прическам можно было только позавидовать.

Итоги Ренессанса: главное об эпохе Возрождения

Два с половиной столетия ренессансной культуры стали огромным шагом вперед от средневековой культурной традиции и переходом к мировоззрению Нового времени. Этот период ознаменовался созданием новой картины мира, иного понимания человека и общества, восстановлением связей с античным прошлым.

Постепенно идеи Ренессанса завоевывают все европейское общество. Наиболее ярко новые тенденции проявились в искусстве Нидерландов, получившее название Северное Возрождение. В XV—XVI вв. художественные и философские идеи Возрождения пришли в Россию, где также работали итальянские мастера — Аристотель Фьораванти, Алевиз, Марк Фрязин. Искусство Возрождения вне Италии получило более сложное развитие и приобрело национальные черты тех стран, где развивались новые идеи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: