Икат: восточный след в интерьере

Когда появились ткани Индии?

Корни начала индийского ткацкого мастерства уходят вглубь веков. Известно, что хлопок был знаком жителям Индии уже в 3 тыс. до нашей эры (например, были даже найдены остатки мануфактуры в Мохенджо-Даро). После того, как Индия была завоевана англичанами, наладился вывоз тканей за рубеж – так и прославилось это искусство на весь свет.

В Индии существует богатое разнообразие тканей: здесь есть и шелк, и хлопок, и шерсть с муслином… Любопытно, что индийские штаты различаются как по стилю создания тканей, так и по видам. Например, штат Варанаси очень знаменит шелковым производством, а Карнатаки специализируется на шифоне и крепдешине.

Украшение тканей может происходить как в течение самого изготовления, так и наносясь на готовую ткань. Большое значение не только в украшении, но и в создании самой ткани играют золотая и серебряная нитки, которые изготавливаются из чистого золота или серебра (из них даже делается так называемая парча, в которой основа может быть бумажной или шелковой). Известны даже случаи, когда одежду сжигали, чтобы продать оставшееся после нее золото.

Также среди средств украшения выделяются лоскуты и вышивка, которая использовалась иногда не в целях украшения ткани, а в целях ее скрепления.

Оборудование и средства ухода за тканями

  • Оборудование
  • Средства

Какую выбрать машинку для стирки белья

Как гладить с меньшими усилиями и большим комфортом

Как быстро и легко разгладить любую вещь

Как сэкономить время и быстро просушить одежду и постельное белье

Обзор классических, дорожных, беспроводных, умных и профессиональных моделей

Лучшие варианты по качеству, надежности и цене

Рейтинг лучших напольных и потолочных моделей

Лучшие сушилки потолочного, напольного, настенного типов и моделей, которые можно устанавливать на ванну или радиатор отопления

Выбираем средство для взрослого и детского белья

Лучшие средства для белого, цветного и детского белья

Топ 15 средств для цветного, белого и детского белья

Выбираем антибактериальное, биоразлагаемое и гипоаллергенное средство для стирки

Выбираем лучшее средство для ополаскивания белья

Выбираем листы для белого, цветного и детского белья

Топ 15 лучших позиций для стирки взрослого и детского белья

Рейтинг средств для стирки белого и цветного белья

Как сохранить чистоту и форму вещей из натуральных тканей

Выбираем средство для быстрого выведения пятен любой сложности

Сода, лимон, уксус, зубная паста, перекись водорода, нашатырный спирт, бензин, растительное масло, средство для мытья посуды, растворители, ацетон и другие

Шелк — ткань, покорившая мир. Часть 2. Икат

(Продолжение) Итак, шелковые нити готовы к тому, чтобы продолжить свой путь к роскоши и великолепию, к подиумам и Красным дорожкам.

Сегодня я расскажу Вам об уникальной технике создания тканей – технике икат – одной из визитных карточек древнего и загадочного Востока.

Яркая, солнечная ткань с горящими на ней рисунком. Такая же смелая и дерзкая, как наше щедрое солце! Такая же добрая и позитивная , как наши дружелюбные люди !

Почему я всегда пишу фразу «крепдешин в СТИЛЕ икат»? Да потому что икат – это не вид рисунка, не сочетание красок, это своеобразная уникальная техника изготовления тканей, которая состоит в том, что нити сначала окрашиваются, а потом попадают в ткацкий станок. Нити туго стягивают в пучки, потом все окунают в краситель. В местах стяжки ткань остается белой. Если нужно окрасить ткань в несколько цветов – ткань опять натягивают на раму, наносят новую стяжку, и красят на второй раз.

Нити окрашиваются и просушиваются от одного до трех раз. Основные цвета красителей – желтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый. Затем нити вручную переносятся на ткацкий станок, и тогда уже можно разглядеть очертания получившегося рисунка. В процессе ткачества нити основы располагаются настолько близко друг к другу, что они полностью покрывают уток, не позволяя пустым пространствам нарушить чистоту дизайна. В результате получается легкоузнаваемый икат — ткань с расплывчатым, слегка дребезжащим ярким узором.

Это всегда была роскошная ткань для особых случаев. Всем хотелось ее иметь, но не все могли себе это позволить: для этого нужно было обладать большим достатком. В зависимости от доходов человека в его гардеробе могло быть одно-единственное такое изделие – или десятки.

Ни один лоскут от старого иката не выбрасывался. Поношенный халат для взрослого мог перешиваться для ребенка или пойти на окантовку для другой одежды.

Шелковый икат некогда был в буквальном смысле на вес золота — при помощи тканей заключали мир между странами, на шёлк обменивали пленных, его посылали с посольствами правителям далеких стран. Преподнесённые когда-то семье Романовых в качестве парадных подношений последними бухарскими эмирами, шёлковые и бархатные икаты (520 образцов), составили основу крупнейшей коллекции текстиля не только в России, но и в мире.

Сегодня за тканями, выполненными в технике ИКАТ охотятся не только коллекционеры восточных редкостей, но и кутюрье мирового уровня и дизайнеры интерьеров. Этнические узоры сегодня на пике моды. США, Милан, Париж, Рим рукоплещут восточным тканям и активно используют икат в создании своих шедевров. Яркие роскошные шелка ручной работы; цвета, напоминающие драгоценные камни. Больше нигде в мире такое не увидишь!

Давайте же устроимся поудобнее в кресле и насладимся модным показом этой уникальной, волшебной ткани.

Тормозить там, где другие стимулируют

На 2021 год Поднебесная насчитала на своей основной территории 1,4 млрд человек. И это еще без учета Гонконга, Макао и Тайваня. За 2021 год родилось свыше 10 млн детей, а жителей стало на 480 тыс. человек или 5% больше. Не отстает и Индия: имея почти 1,4 миллиарда жителей, страна за год приросла еще на 17 с лишним миллиона.

Диаграмма населения мира по странам

В двух этих странах проживает фактически треть землян.

РФ с 142 миллионами на огромной территории выглядит более чем скромно. На одного россиянина приходится почти 10 китайцев и столько же индусов. Плотность населения в Индии — 428 жителей на километр, а в РФ — меньше 9.

Две гипернаселённые страны озабочены снижением рождаемости, а Китай в ХХ веке принимал для этого очень жесткие меры в рамках политики одна семья — один ребенок. Не помогло, страны по-прежнему перенаселены.

Наследие Узбекистана: «облачные ткани»

Узбекские шелковые ткани ручной работы славятся на весь мир. Иногда их называют икатами , иногда – абровыми тканями.

Откуда произошли эти названия и что они на самом деле означают? В чем их отличия? В чем символика узоров? Какое отношение к составу ткани имеют история и религия?

Специально для читателей «Ферганы», не слишком хорошо знакомых с различными аспектами текстильного производства, но живо интересующихся культурным наследием Узбекистана, на эти и другие вопросы отвечает доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан Эльмира Гюль .

В целом это ткани, окрашенные методом резерва . Суть метода заключается в поэтапном «резервировании» нитей основы или утка (то есть, обматывании определенных участков в целях предохранения их от окрашивания) с последующим окрашиванием необмотанных участков, еще до того, как нити заправляются в ткацкий стан.

Такой метод был известен с древности в Египте и Китае, Индии и Индонезии, Мексике, Перу и Японии, в Центральной Азии.

️ Термин икат , применяемый в научной и популярной литературе ко всему корпусу тканей резервного крашения – хлопковых и шелковых — довольно поздний, и не является их самоназванием. Он был предложен нидерландским исследователем Gerret Pieter Rouffaer, изучавшим индонезийские ткани резервного окрашивания, еще в начале ХХ века, и взявшим за основу малайско-индонезийское определение « менгикат », что означает «плести, связать, соединить, обмотать, обвить всё вокруг».

Также термин икат стал использоваться для обозначения готовых декоративных тканей, окрашенных методом резерва, вне зависимости от места их производства. Узбекские абровые ткани (от абр — облако, хотя существуют и иные трактовки) — атласы, хан-атласы и прочее — это часть общего корпуса икатов, но они отличаются тем, что при их производстве окрашиваются только нити основы. Однако однообразный способ крашения не помешал им стать лидером в отношении богатства колористических сочетаний и орнаментальных решений, восхищающих весь мир.

Немного истории

Икат – не только название ткани с размытым узорами.
Это название самой техники ткачества при которой пучки шелковых нитей окрашивают по задумке мастера и соединяют в узор.
Именно поэтому контуры орнаментов получаются не четкими, а чуть размытыми.
Узоры могут быть самыми разными, как и количество цветов.
Обычно их от 2 до 5.
В современной мире осталось не так много мастерских, где икат до сих пор изготавливают вручную из натурального шелка.
Стоят такие ткани дорого, считаются хрупкими, а потому не подходят для интерьерного декора. Купить такие можно на рынках в Казахстане, Узбекистане, Индии.
Самыми востребованными, последнее время, считаются ткани в бело-синей гамме.

Ткацкий станок.

Нефрит

Этот весьма ценный минерал занимал центральное место в китайской ритуальной культуре. Прекрасный зелёный драгоценный камень очень ценили и в Европе. За тысячи лет до появления Шёлкового пути Китай уже активно торговал с Западом этими кристаллами по маршруту, который называли тогда Нефритовым путём.

Когда в восточной империи истощились запасы этого зелёного драгоценного кристалла, то китайцы стали искать его у соседей. Сокровищем оказалось богато древнее иранское царство Хотан. В тамошних реках было полно огромных кусков самого ценного сорта нефрита, из которого вырезали замысловатые фигурки и украшения. Торговля нефритом приносила баснословные прибыли. Это могло посоперничать с торговлей жемчугом.

Икат — это барометр

На протяжении ХХ века в Узбекистане абровые ткани по-прежнему оставались своего рода барометром настроений общества, индикатором политических коллизий.

В первые десятилетия после установления советской власти кустарные ремесла, в том числе производство шелковых тканей, были вне закона, так как частная собственность и средства производства были запрещены. Однако искоренить любовь к красочным шелкам было невозможно. Как результат, в 1934 году был открыт Ташкентский текстильный комбинат, где любимые в народе ткани стали производить методом механической набивки.

Новый всплеск интереса к этим тканям происходит в 1970 – середине 80-х годов, в период так называемого «застоя», когда происходило возрождение национальных традиций «снизу», а не «сверху». В эти годы в обществе вновь был заметен интерес к традиционным ценностям, корням национальной культуры.

Древнее искусство ручного ткачества шелка возродилось в полной мере после 1991 года. Изменение экономической политики, появление частного предпринимательства позволили ремесленникам снова наладить кустарное производство шелковых тканей.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.

Виды и особенности шелковых одеял

Особенность природного волокна, используемого в качестве наполнителя – устойчивость к комкованию. Одеяло с натуральным шелком создают вручную, укладывая слои утеплителя перпендикулярно друг другу. Затем пришивают к шелковому чехлу, не простегивая. Для наполнения используют длинноволокнистые сорта тутового шелкопряда. Слои представляют собой однородную массу хорошей прочности.

Зимние, летние, всесезонные

Выпускают несколько разновидностей одеял, который отличаются по согревающей способности, она зависит от количества слоев, ткани чехла. Летнее плотностью от 120 до 190 г/м2 применяется вместо махровой простыни или пододеяльника при температуре воздуха 24C°. Всесезонное с показателем плотности 200…300 подходит для зимы в хорошо отапливаемых помещениях. Зимний вариант – хорошая альтернатива шерстяных, хлопчатобумажных или синтепоновых аналогов, легче пухового одеяла. Плотность наполнителя достигает 400 г/м2, такой спальный предмет согреет, когда в помещении будет всего +17C°.

Виды шелкового наполнителя

Прежде, чем выбрать шелковое изделие, следует хорошо изучить этикетку. Некоторые фирмы предпочитают нити дикого шелкопряда, большинство – окультуренного, насекомых разводят специально, выращивают в неволе по определенной технологии, когда в коконе находятся сразу две личинки. У каждого волокна имеются свои плюсы и минусы:

Тусса из личинок дикого шелкопряда подвергают отбеливанию, что негативно сказывается на качестве сырья.

Малбери – искусственно выращенный, сохраняет естественные свойства нити.

Процент шёлка в наполнителе

Одеяла silk делают не только с шелковым, но и смесовым наполнением. К природному волокну шелкопрядов добавляют:

пух птиц и животных (подшерсток);

длинноволокнистую шерсть;

бамбук;

синтетику (в основном полиэстер).

На этикетках можно увидеть следующие составы с содержанием шелка от 100 до 30%.

Материалы чехла

По технологии производства одеял с нитью тутового шелкопряда предусмотрен чехол. Для этих целей используют натуральные ткани:

Шелк в шелке – самый роскошный вариант, обладающий хорошими эстетическими и эксплуатационными характеристиками. Такие изделия больше подходят для лета, приятны на ощупь, хорошо впитывают влагу.

Батист – легкая, тонкая ткань из хлопка, по плотности не уступает шелку, но приятнее и теплее. Рекомендуется для людей с чувствительной кожей, часто применяется при пошиве детских одеялец.

Сатин бывает двух видов: обычный и жаккардовый, отличающийся высокой прочностью, долговечностью. Гладкая ткань с блеском можно часто стирать, но со временем блекнет, становится ворсистой.

Тик – плотная ткань с противоперовым эффектом используется для смесовых наполнителей. Главный минус – неглубокий рубчик, который тактильно ощущается чувствительными людьми.

Ткани и узоры

Китай это родина удивительного по красоте материала — шелка. Как прекрасно смотрятся женские наряды сшитые с этой благородной ткани.

Шелк это одна из основных тканей из которой шилась одежда. Кроме него использовались менее благородные ткани, такие как, пеньковая, льняная, хлопчатобумажная, волокна бамбука.

В каждой стране есть своя символика, так и в Китае есть своя, воплощенная в уникальные узоры, которыми украшалась одежда.

Рисунок бамбука на одежде означал стойкость, бабочка с распахнутыми крыльями это символ бессмертия, черепаха означала долгую жизнь. Среди всех рисунков самыми священными считались — китайский дракон и цветок лотоса.

Икат в интерьере, немного истории

О том, как появились прекрасные шелковые ткани ручной работы, выполненные в технике икат (что в переводе с малайского означает «перевязывать»), рассказывает восточная легенда. Так это было или нет, доподлинно неизвестно, но все же послушайте.

Давным-давно жил в узбекском городке Маргилан, что в Ферганской долине, трудолюбивый ткач. И вот однажды старый хан Маргилана, любивший все прекрасное, увидел юную дочку ткача и тут же решил пополнить девушкой свой многочисленный гарем. Незавидная участь дочери, чьи щечки цвели как персики, губки алели словно маков цвет, глаза сияли как звезды, а брови напоминали тонкий серп молодого месяца, не давала покоя бедному отцу.

Ушел ткач из города, сел на берегу ручья и стал лить горькие слезы. Его увидело выглянувшее из-за туч солнце и решило помочь: послало на землю свои лучи, заиграло с каплями воды в ручейке, и появилась над ним радуга необычайной красоты. Вытер ткач глаза, глянул в ручей, где отражалась радуга, и подумал: сделаю-ка я ткань с таким же рисунком, подарю хану. Может, тогда он от моей дочери отступится?

Вернулся мастер домой и тут же принялся за дело. К утру ткань с узором, напоминавшим отражение радуги, дрожащей в водной ряби, была готова. Пришел ткач во дворец, показал новый шелк хану и пообещал, что будет делать такой всю жизнь в обмен на свободу дочери. И так восхитился старый хан той тканью, что тут же пообещал не неволить девушку, а отдать ее замуж за своего молодого красавца-сына! Свадьбу сыграли, а шелк, что так понравился правителю, назвали «ханским атласом». Ценился он на вес золота, и вскоре караваны повезли его по всему Великому шелковому пути, связывавшему Восточную Азию со Средиземноморьем.

Икат, с чего все начинается…

А начинается производство шелковой ткани с гусениц-шелкопрядов. Весной, когда шелкопряды, чтобы превратиться в бабочек, заплетают себя в коконы на тутовых деревьях, на Востоке говорят: «Вот растет чье-то новое платье». Спустя пару дней коконы снимают, чтобы сварить белые куколки в кипятке. Увы, когда гусеница подрастет и захочет выбраться на свободу, ей придется прогрызть кокон, что неизбежно испортит нити.

Сваренные коконы расплетают вручную, шелковые нити собирают в пучки, закрепляют, красят в различные цвета и лишь потом ткут по особой разметке, вплетая их в ситцевую основу. Так получаются прекрасные блестящие шелка с разнообразным неповторимым орнаментом, называемым икат.

Во времена СССР хан-атлас (как было принято называть икат в Советском Союзе) производился в Средней Азин, и самая крупная ткацкая фабрика располагалась как раз в узбекском Маргилане. Однако шелка с орнаментом, похожим на узбекский икат, с давних пор ткали в Таджикистане, Туркмении, Индии, Китае, Японии, а также в Таиланде, Индонезии, Бразилии и Мексике.

Например, известно, что уникальные индонезийские икаты производятся лишь несколькими семейными династиями, которые хранят и передают из поколения в поколение секреты окрашивания и плетения шелковых нитей. Причем ткут шелк женщины, а сложнейшие узоры придумывают исключительно мужчины.

В восточной культуре сложному рисунку «дикого шелка» (как еще иногда называют этот орнамент) всегда придавалось некое сакральное значение. Поэтому иметь в доме шелковую одежду с икатом считалось делом необходимым, а также невероятно престижным — из-за сложности изготовления шелк ручной работы стоил немалых денег.

Как отличить настоящий икат

Отличить шелковую ткань с подлинным икатом ручной работы от подделки можно по белой полосе, которую мастера делают для выравнивания узора, а также по нечетким, как бы размытым контурам самого узора. А вот очень четкий геометрический рисунок на шелке является признаком машинной подделки. Однако иногда имитация иката может быть настолько качественной, что в ее подлинности способен разобраться лишь хороший специалист.

В последние годы мода на восточную экзотику не оставляет равнодушными не только дизайнеров одежды, которые активно создают модели из натурального и искусственного шелка с мотивами иката и его имитациями, но и дизайнеров интерьеров.

Нужно отметить, что натуральный шелк ручной работы — ткань настолько непрочная и дорогая, что для применения в качестве оформления жилья совершенно не годится. А вот принт икат, нанесенный на любую плотную ткань, а также на штукатурку, обои, декоративную плитку, прослужит долго и прекрасно впишется в интерьеры, оформленные в стилях фюьжн, эклектика и этнос.

Синтетический шелк

Шторы из синтетического шелка Иногда под видом шелка можно встретить обыкновенный нейлон, полиэстер или полиакрил. Химические ткани легкие, блестящие, с гладкой поверхностью и действительно напоминают натуральный материал, однако на ощупь и по параметрам комфорта отличаются.

Нейлон, к примеру, изобрел химик У. Карозерс, когда изучал полимеры. Волокно состоит из полиамида, то есть пластмассы, полученной химическим путем. Несмотря на доступную цену и хорошую износостойкость, у синтетики есть недостатки:

  • склонность накапливать статическое электричество;
  • некачественная ткань линяет;
  • может вызвать аллергическую реакцию;
  • воспламеняется.

Кому подходит стильная одежда?

Период экзотичности восточной моды остался в недалеком прошлом. Сегодня такие модели и отдельные их элементы вполне уместно выглядят в деловой обстановке, на праздничных мероприятиях, отдыхе и дружеских встречах.

Для мужчин создают однотонные брюки аладдины из хлопка, денима, трикотажного полотна. Они отлично сочетаются с пиджаками, создавая нетривиальный костюм для разных жизненных ситуаций.

Женщины предпочитают одежду из тонкого шелка, атласа, льна, украшенные яркими цветистыми принтами. Однотонные брюки в паре с классическим жакетом или нарядным топом создают благородный и элегантный образ. Туники и платья прекрасно подходят женщинам с любой фигурой. Благодаря свободному крою и нарядной отделке они удачно скрывают все недостатки телосложения.

Особенности индийских узоров на тканях

Тематика рисунков очень обширна. Её можно классифицировать на такие типы:

  • Животная тематика. Чаще всего изображаются слоны. львы. верблюды. Тропические птицы, павлины и попугаи, добавляют роскоши, тропического многоцветия.
  • Религиозные мотивы. Наиболее распространёнными являются мужские и женские символы и знаки отличия богов. К божественной атрибутике относится трезубец, завиток с точкой в средней части.

  • Абстракция. Самый узнаваемый элемент – индийский огурец. Среди геометрической абстракции встречается изображение солнечного диска.
  • Природные орнаменты. Удивительно выглядят затейливые орнаменты из цветов в соединении с кружевными мотивами, арабесками.

Технология изготовления – нюансы и сложности

«Колыбелью» традиций шелководства считается Древний Китай – жители Поднебесной начали изготавливать шелка еще в V-III тыс. до н.э. История удивительного материала начинается с одомашнивания бабочки тутового шелкопряда, питающейся листьями тутовника. Согласно старинному преданию юная императрица Си Лин Ши, заметив упавший в её чайную чашку кокон, аккуратно вытащила его и распутала волокно, смягченное теплом и влагой. Будучи ошеломленной изяществом тончайшей нити, она поспешила соткать из нее полотно. Позже императрица обучила этому мастерству приближенных, а в древнекитайской мифологии её именем назвали богиню-покровительницу шелка.

На рубеже эпох в Поднебесной уже были широко распространены разные виды благородной ткани – плотные и тончайшие газовые шелка, шелковые ткани сложного переплетения и с вышитыми рисунками. Использовать благородную материю для пошива одежды могла исключительно высокопоставленная знать, члены семьи императора.

Традиционно изготовлением шелковых тканей в Китае занимались только женщины. Трудоемкий, сложный процесс получения волокна требовал внимания, терпения, деликатности. Современные технологии производства качественного натурального материала сохраняют свою аутентичность, но некоторые этапы автоматизированы:

Инкубация тутового шелкопряда

Изначально яйца шелковых бабочек (до 500 яиц от одной самки) помещают в инкубатор. Через 10 дней содержания при температуре 18-20°C из них вылупляются гусеницы.

Кормление гусениц

Личинок откармливают листьями тутового дерева, тщательно отслеживая своевременность кормления. Плотное питание продолжается 5-6 недель, пока личинки не увеличатся примерно в 25 раз и не будут готовы к стадии перехода в кокон.

Формирование коконов

Каждую гусеницу крепят к деревянной раме. Здесь она крутит кокон, примерно 300 000 раз оборачивая свое тело восьмеркой и вырабатывая до полтора километра шелковой нити. Важный момент – нельзя допустить, чтобы из кокона успела появиться бабочка.

Прядение

Через 7 дней пребывания в сухом теплом месте полученные коконы сортируют по размеру, форме и окрасу. Их вываривают и отпаривают, чтобы умертвить шелковичных червей. Под воздействием влаги, высоких температур растворяет клейкую прослойку, размягчают волокна. Их скручивают вместе (до 8-ми), получая нити нужной толщины.

Сырец подвергается выварке, травлению, отбеливанию. Его обрабатывают пропитками для повышения водоотталкивающих, безусадочных, несминаемых свойств. Готовую ткань окрашивают минеральными или растительными красителями с помощью специальных ротационных машин. Для создания сложных оттенков используют многоступенчатую окраску.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: