Альфонс муха ( автопортрет)

«Славянская эпопея»

В 1906 году семья уезжает в США, где Альфонс Муха преподавал в Художественном институте и работал в одном из известных театров, как декоратор. Он снискал громкий успех у американцев, однако все время хотел вернуться в Чехию: американская жизнь была не для него. Тем более, что он твердо решил заняться славянской тематикой, и как только вернулся в Чехию, принялся за работу.

На воплощение грандиозного замысла художник потратил 15 лет. Однажды он даже посетил Санкт-Петербург и Москву, чтобы собрать материалы для работы. В его «Славянском эпосе» отражены переломные моменты истории славян, как:

  • «Симеон, царь Болгарии»;
  • «После Грюнвальдского сражения»;
  • «Отмена крепостного права на Руси».

В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Картинным полотнищам огромных размеров место нашлось не сразу, в конце концов их отправили в Брно. Затем они долго хранились в  замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея

Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею

Славянская эпопея «путешествует» по миру. В 2015 запланирована трехмесячная выставка артполотен в Японии, а в 2017 — в Южной Корее и Китае, после чего картины отправятся «домой».

Предпосылки обновления

Со второй трети XIX столетия в архитектуре и интерьере начался так называемый период эклектики — смешения, порой хаотичного, черт разных стилей прошлых эпох. В архитектуре, например, это выражалось в том, что у одного и того же здания могли быть романские башенки, барочный причудливый декор и строгие классические колонны. Основными заказчиками подобных строений выступали, как правило, представители тогдашнего среднего класса — разбогатевшие буржуа. В деньгах они стеснены не были, а вот обладатели изысканного вкуса попадались среди них редко.

Еще одной характерной особенностью этого времени было подражание старым стилям, что отражалось приставкой «нео» (от лат. новый) в названиях обновленных стилей: неоготика, неоренессанс. Уровень развития техники позволял быстро и дешево штамповать копии барочной лепнины или готических кресел. К появлению подлинных произведений искусства это подражание приводило нечасто.

Естественно, что подобная ситуация не могла длиться долго, нужен был новый стиль, отражающий потребности эпохи. Им и стал модерн.

Художники модерна не хотели потакать неразвитому вкусу. К каждому создаваемому предмету они подходили индивидуально, создавая вещи одновременно и красивые, и функциональные.

Представители раннего модерна опирались на идеи английского поэта и художника Уильяма Морриса (1834–1896), основателя «Движения искусств и ремесел». Все свои декоративно-прикладные изделия Моррис и его сторонники создавали вручную, и каждый предмет был уникален.

Образ La Femme Fatale

Резко изменившаяся социальная роль женщины и стремление символистов к простоте, пуританству, порождают враждебное отношение к сексуально притягательной женщине. Так создается новый женский образ − la femme fatale («роковой женщины»). Символисты, вдохновившись поэтическими образами Прозерпины, Психеи, Офелии, Леди из Шалотт, рисуют таинственных, эфемерных женщин. Но, в то же время, бросается в глаза их нервозность, часто — истеричность. Иногда они даже безобразны и отвратительны.

Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она — полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.

Серия Время суток: Дневной порыв, Утреннее пробуждение, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых

Модерн в живописи. Михаил Врубель

Во времена господства модерна к живописным полотнам стали относиться не как к самостоятельным произведениям искусства, а как к части интерьера. Необходимость гармонично встроить картину в общий стиль кабинета или гостиной привела к появлению новых приемов и форм изображения.

Картины и панно в стиле модерн отличаются декоративностью, при этом фон в виде орнамента прекрасно сочетается у художников модерна с четкостью фигур и лиц, изображенных на картине

Мастера модерна, такие как Густав Климт, Михаил Врубель, активно играли цветовыми оттенками, уделяли внимание проработке мелких деталей

Густав Климт «Поцелуй» (1908) Картина относится к «золотому периоду» в творчестве Климта

От символизма модерн унаследовал особый подход: передавать тот или иной скрытый смысл с помощью определенных цветов и линий. Особенно популярны в модерне были мотивы скорби, смерти, эротики.

Одним из художников, в чьем творчестве элементы модерна проявились наиболее ярко, считают Михаила Александровича Врубеля (1856–1910).

Свою карьеру живописца этот создатель множества демонических ликов начал… как иконописец и реставратор церковного искусства. Однако в поисках новых творческих путей он сначала увлекся иллюстрированием народных сказок, мифов и преданий, а после пришел к бесконечным попыткам воссоздать образ Демона, героя трагической поэмы М. Ю. Лермонтова.

Этот персонаж заворожил Врубеля и в буквальном смысле свел его с ума: после завершения «Демона поверженного» (1902) у художника началось психическое расстройство, от которого он не оправился до конца жизни.

Михаил Врубель «Демон сидящий» (1890). «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный», — писал о нем художник

Михаил Врубель «Портрет К. Д. Арцыбушева» (1897) Арцыбушев был крупным промышленником и коллекционером живописи

Скульптура. Огюст Роден

Скульптура эпохи модерна отличается внутренней энергией, резкостью и динамичностью форм. Подобно картинам, статуи часто создавали как часть декора, связывая воедино с их помощью разные элементы убранства.

Самая известная скульптура эпохи модерна — «Мыслитель» Огюста Родена (1840–1917). Она с детства знакома буквально каждому из нас, а поза, в которой застыл отлитый в бронзе мужчина, стала хрестоматийной. Другие работы мастера («Поцелуй», «Вечная весна» и другие) не так популярны, но производят не менее яркое впечатление: они полны жизни, красоты и гармонии.

Поделиться ссылкой

Личная жизнь

Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.

Женитьба на Марии Хитиловой

Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.

Дети и влияние женитьбы на творчество

У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.

Переезд в Америку

В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».

Послесловие

Чешский живописец из Моравии успел за свою жизнь поработать в разных сферах. От простого писаря до одного из лучших художников стиля «ар нуво».

Одна из первых известных работ «Цветы» 1894 г.(слева); Календарь «Зодиак» для журнала (справа).

Был: плакатистом, художественным иллюстратором, театральным художником, дизайнером ювелирных изделий. Графические работы явились ранним вкладом движения модернистов.

Реклама слева направо: «средство для подсинивания»; «пива».

Вносили искусство в повседневную жизнь в соответствии с духом тех лет. Это был период романтических грёз. Его главная заслуга в том, что он поднял утилитарное (прикладное) искусство на уровень изобразительного.

Литография «Времена года» 1897 г. слева направо: «Весна»; «Лето»; «Осень»; «Зима».

Роскошные «женщины Альфонса Мухи»: шедевры чешского художника-модерниста, создателя «искусства для всех»

24 июля исполняется 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника, иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи. Его называют одним из самых известных представителей стиля модерн и создателем собственного неповторимого стиля. «Женщины Мухи» (изображения времен года, времени суток, цветов и т. д. в женских образах) известны во всем мире благодаря открытой чувственности и пленительной грациозности.

Альфонс Муха. Серия *Искусство*. Поэзия и Танец, 1898

Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Поэтому свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Альфонс Муха. Рекламные плакаты спектаклей Сары Бернар, 1894-1898

После занятий в Мюнхене Муха переезжает в Париж, где обучается в Академии Коларосси и зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Однажды владелец типографии де Бруноф заказал ему афишу, Альфонс сходил на спектакль и под впечатлением набросал эскиз на мраморной плите стола в кафе. Позже де Бруноф выкупил это кафе, и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью. А когда Сара Бернар увидела плакат, выполненный в технике многоцветной литографии, она пришла в восхищение и захотела увидеть автора. По ее рекомендации Муха получил должность главного декоратора театра и с тех пор оформил множество афиш, костюмов и декораций к ее выступлениям.

Альфонс Муха. Серия *Времена года*. Весна, Лето, Осень, Зима

Альфонс Муха. Утро, День, Вечер, Ночь, 1889

В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелись в виду не его романтические увлечения, а привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.

Альфонс Муха. Слева – афиша ХХ выставки *Салона ста*, 1896. Справа – реклама папиросной бумаги *JOB*

Альфонс Муха. Слева – золотой браслет для Сары Бернар, 1899. Справа – цепочка с подвесками, 1899-1900 гг.

Залы ресторанов и стены богатых домов украшали его работы, он был невероятно популярен, заказы поступали со всей Европы. Вскоре Муха стал сотрудничать с ювелиром Жоржем Фуке, который по его эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги. В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». Они пропагандировали новый стиль – Арт Нуво, и демократизацию искусства, что нашло выражении в понятии «искусство для дома»: оно должно быть недорого, понятно и доступно для самых широких слоев населения. Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту».

Альфонс Муха. Слева – Портрет жены Марушки. 1905. Справа – Портрет жены художника Марушки, 1917

Альфонс Муха. Слева – Дочери художника – Ярослава и Джири, 1919. Справа – Портрет дочери Ярославы, 1930

В 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян, что стало поводом создания цикла «Славянская эпопея». С 1904 по 1913 гг. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над «Славянской эпопеей».

Альфонс Муха. Славянский эпос. Царь Симеон Болгарский, 1923

Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси, 1914

Альфонсу Мухе довелось побывать и в России. Его персональная выставка тут состоялась еще в 1907 г., а в 1913 г. он отправился в Москву и Петербург, чтобы собрать материалы для «Славянской эпопеи». Большое впечатление на него произвели Третьяковская галерея и Троице-Сергиева Лавра. Муха был в доме художника Пастернака, когда там праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака.

Детство и юность

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Моравии, в Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника. Мальчик демонстрировал тягу к творчеству с малых лет. Ему нравилось петь и рисовать. Навыки он успешно проявлял в школе. Окончив гимназию, Альфонс решил поступать в Пражскую академию художеств. Сдать экзамены с первого раза юноше не удалось, поэтому отец определил его на должность писаря в суде.

Портрет Альфонса Мухи / George R. Lawrence, Википедия

Работу Муха-младший совмещал с интересом к театру. Поначалу он пробовал себя в качестве актера, но вскоре понял, что его душа лежит к изобразительному искусству, и начал заниматься графикой. В этот период из-под пера Альфонса вышли первые афиши. Он подрабатывал театральным декоратором и размышлял над тем, с каким делом хочет связать свою биографию.

В 1879-м художник устроился на работу в мастерскую театральной фурнитуры «Каутски-Бриоши-Буркхарт». Спустя 2 года она сгорела в пожаре, и Альфонс переехал в крохотный городок Микулов. Счастливая случайность стала причиной приглашения Мухи в замок графа Куэн-Беласси. Вельможа заказал художнику роспись стен и был восхищен талантом живописца. Так Альфонс обрел покровителя, который обещал оплатить его обучение в Мюнхенской академии искусств.

Отучившись 2 года, молодой человек решил податься в Париж, ставший местом сосредоточения талантливых начинающих авторов. Здесь он планировал продолжить обучение и поступил в академию Жюльена, а также в академию Коларосси.

В 1889-м скончался меценат, спонсировавший нужды Альфонса, и он остался без средств к существованию. Для написания картин требовались деньги, ведь кисти и краски стоили немало. Альфонс решил начать зарабатывать самостоятельно и стартовал с изготовления полиграфической продукции: календарей, афиш, плакатов и приглашений. Он стал оформителем.

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере — за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Восхождение

В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т.д.). Известность художника растет. Муха получает множество самых разнообразных заказов – от создания театральных костюмов к пьесе до дизайна интерьеров. В это же время Альфонс начинает выступать в роли дизайнера ювелирных украшений – он создает как серьги и кольца, так и шкатулки, подсвечники, брошки и даже заколки. Слава талантливого художника, предлагающего нечто совершенно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.

Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Из-под его руки появляются такие серии, как «Времена года», «Деревья», «Луна и звезды».

Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы.

Музей Альфонса Мухи в Праге

дворце Кауницкого

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи

Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00

Оцените работы художника в этой видеогалерее:

Творчество художника

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

Становление художника

Муха всегда был особенным. В детстве пел в церковном хоре. Обожал историю, но видел в ней не свидетельства развития, а череду роковых событий. Так же как и другие Муха пытался вырваться из своего маленького мира — городка Иванчице в Южной Моравии, входящей в Габсбургскую империю. Но неудача следовала за неудачей. Поступить в художественное заведение в Праге тоже не удалось, потому Альфонс учился то в Вене, то в Мюнхене. Наконец, заручившись поддержкой мецената, в 1887 году Муха поехал в Париж — средоточие передовой культурной жизни.

В течение нескольких лет, почти в нищете, неутомимый художник добивался своих целей. Он пытался учиться в разных художественных школах, но средств не хватало. Гонимый нуждой, Муха стал зарабатывать деньги рисованием плакатов. И кто бы мог подумать, что именно эта стезя принесёт ему славу!

Чувственные женские фигуры, орнаменты, эстетический идеал. Муха, творивший внутри модерна, вырабатывал собственный стиль. Он был неотделим от его внутреннего мироощущения. Личность человека для Альфонса была всегда ареной борьбы добра и зла. Прибавьте к этому увлечение художника оккультизмом, мистикой и практикой в спиритических сеансах. И вся эта взрывная смесь каким-то уникальным образом сочеталась с религиозностью Мухи.


Альфонс Муха — Афиша к пьесе «Жисмонда» с Сарой Бернар (1894)


Альфонс Муха — Афиша к балету-пантониме «Принцесса Гиацинт» (1911)

Живопись

Одна из выпущенных графиком афиш сделала его знаменитым. Художнику сделала заказ великолепная французская актриса Сара Бернар. Альфонс создал афишу к спектаклю «Жисмонда». Артистка пребывала в таком восхищении, что рекомендовала его в качестве декоратора администрации театра «Ренессанс», и с этого момента поток заказов не иссякал.

Плакат Альфонса Мухи с Сарой Бернар в роли Жисмонды / Art Renewal Center

Помимо плакатов, афиш и вывесок, Муха писал картины. В этот период он получил возможность организовывать собственные выставки. Первая состоялась в 1897 году. Для Бернар Муха впоследствии создал ряд афиш к постановкам «Дама с камелиями», «Тоска», «Гамлет», «Медея» и т. д. Он сотрудничал с изданиями «Фигаро», «Народная жизнь», «Парижская жизнь».

Муха провел ряд вернисажей в Париже и Европе, пользуясь растущей популярностью. В 1898-м он свел знакомство с Жоржем Фуке, наследником ювелира. Результатом их дружбы стала созданная совместно коллекция ювелирных изделий. Успех оказался оглушительным, и Фуке заказал Мухе оформление фасада собственного дома, а также создание интерьера для магазина.

В 1910-м Муха вновь приехал в Чехию. Здесь он решил воплотить свою большую мечту и начал работу над циклом картин «Славянская эпопея». В тот период художник побывал в Москве и Петербурге, которые навеяли вдохновение для создания так называемых русских полотен серии. Работа над произведениями заняла 18 лет и была окончена в 1928 году. Параллельно Муха трудился и над заказами.

Автор передал в дар чешскому народу 20 картин об истории славян. В Праге не нашлось места, где можно было бы хранить такие масштабные полотна. Их хранили во Дворце ярмарок, затем в одном из замков, лишь в 1963 году картины были выставлены на всеобщее обозрение. Проект был одной из главных творческих задумок Альфонса Мухи, но его произведения «Драгоценные камни», «Зодиак» и другие оказались не менее востребованными и любимыми публикой.

Календарь «Зодиак» в оформлении Альфонса Мухи / MasterPiece Art

В 1918-м, после образования республики Чехословакия, правительство обратилось к художнику за созданием дизайна денежных купюр, марок, государственного герба и бланков официальных документов. Кроме того, в эти годы Муха создал эскиз витража для собора Святого Вита в Праге.

Муха посвятил всю свою жизнь творчеству. Работы автора пропитаны романтикой и мечтательностью. Его героини похожи на нимф, которых зритель застал в момент неги или кокетства. Работы графика долгое время оставались востребованными, но после 1930-х годов популярность художника пошла на спад. Эпоха диктовала иные идеалы. К началу Второй мировой войны живописец попал в опалу Третьего рейха, был внесен в список врагов и заключен в тюрьму как подозреваемый в антифашистской и националистической деятельности.

Краткие этапы биографии

Художник родился в Моравии (Австро-Венгрия) в 1860 году. Альфонс Мария Муха рос в простой семье судебного чиновника.

Два фото Альфонса Муха.

По окончании школы, Муха не смог сдать экзамены в Академию. Отец помог с протекцией. Сын получил должность писаря в суде. Удача улыбнулась ему в 1879 году его пригласили художником-декоратором в Вену.

 Плакаты «Салон Ста» 1896 и 1897 годов.

В 1887 году едет в Париж. Поступает в частную академию художеств. Ещё раз удача повернулась к художнику в 1892 году, когда ему достался заказ театра «Ренессанс» на изготовление афиши для пьесы «Жисмонда».

Три плаката с изображениями Сары Бернар к спектаклям: «Жисмонда» 1894 г.; «Дама с камелиями» 1896 г.; «Самаритянка» 1897 г.

Символисты общества «Салон ста» принимают в свой круг в 1895 году. Америка становится домом Мухи в период с 1906 по 1910 годы.

Американская актриса Лесли Картер 1908 г.(слева); «Принцесса Гиацинта» 1911 г.

Несколько лет художник работает с известным предпринимателем-ювелиром Жоржем Фуке, прервав сотрудничество лишь в 1923 году.

Альфонс делает большой подарок «Народу и городу Прага». Серия из двадцати работ «Славянская эпопея» завершена в 1928 году.

«Славянская эпопея» 1928 г.

Общеславянский патриотизм художника сильно раздражает фашистов. После множественных допросов Альфонс умирает от пневмонии в Праге 1939 года.

Музы: Поэзия и Танец 1898 г.

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года – в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин – «Славянской эпопеи».

Жизнь в Париже

И что же делал Муха? Хватался за любую работу, какую только ему предлагали, и где могло пригодиться его мастерство. Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей».

В Париже Альфонс Муха успешно попробовал свои силы в качестве оформителя обложек и книжных иллюстраций. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Дальше – больше! Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Яркий пример его работы в этом направлении — обложка «Petit Francais illustre».

Талантливый художник успешно сотрудничает с такими «монстрами» прессы, как:

  • Журнал «Народная жизнь» («La Vie populaire»);
  • Газета «Фигаро» («Le Figaro illustre»);
  • Газета «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»);
  • Журнал «Золотая Прага» («Zlata Praha»).

…и быстро забытый артист

Но, видимо, не славы хотел художник. Иначе почему бы он решил отправиться в Америку, а затем окончательно на родину? Его так же быстро забыли, как некогда полюбили. Вкусы общества резко сменились: Первая мировая война повлияла на художественные предпочтения, а Муха превратился в видение. То ли был артист, а то ли и нет.

«Культурная элита и художественная общественность называли Муху аутсайдером, предлагающим чужие и ненужные стране ценности, лишь недавно обретённые им самим. Его патриотизм и народность считали устаревшими, вызывающими подозрение», — пишет Рональд Ф. Липп, автор исследований о художнике.

Когда Германия оккупировала Богемию, Муху знали как борца за свободу Чехии, славянского патриота и защитника евреев. Нацисты одним из первых вызвали его на допросы, и вскоре 79-летний художник скончался. Его работы были запрещены, а серия картин о славянской истории и вовсе была признана вредной и опасной.

При советской власти у наследников Мухи тоже не было спасения. Его сына бросили в тюрьму, а семью изгнали с родины. Работы Альфонса признали декадентскими и буржуазными, их призывали предать забвению и уничтожить. Чудо, что при таких условиях хоть что-то из наследия Мухи сохранилось. Возрождение любви к мастеру произошло только в 70-80-х годах прошлого века.


Альфонс Муха «Славяне на исконной Родине» из цикла «Славянская эпопея» (1912)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский бор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: